Султан Сулейман построил собственную мечеть, но по окончании остался не доволен её размерами, потому и подарил её своему наследнику Мехмеду. Но шехзаде имел неосторожность сказать, что рассчитывал на отцовский трон, а не на мечеть. Оскорблённый султан прислал палача, который отрубил голову Мехмеду, а заодно и шехзаде Джихангиру.
Эта легенда, что очень смутит читателя своей неправдоподобностью, была напечатана 105 лет тому назад немецким журналистом Фридрихом Шрадером в книге «Константинополь: прошлое и настоящее». Но что если городская молва исказила только часть этой притчи? Конечно, Сулейман не казнил Мехмеда и Джихангира, те умерли от естественных причин с разницей в 10 лет. Но вот с изначальной принадлежностью мечети на третьем холме Стамбула всё не так просто.
Мечеть Шехзаде Мехмеда отличается по планировке от других мечетей, посвященных членам династии: традиционно те не имели внутреннего двора, который был лишь у больших султанских мечетей. Кроме того, на старых планах мечети в южных угловых контрфорсах изображены винтовые лестницы, точно такие же как в минаретах с северной стороны здания. То есть по первоначальному плану у мечети должно было быть целых четыре минарета, чего в Стамбуле никогда прежде не было. Каким бы великим горем не была для Сулеймана потеря сына, это кажется чрезмерным.
Но всё как раз может быть объяснено тем, что мечеть, которую мы знаем под названием Шехзаде, изначально строилась как мечеть самого Сулеймана, то есть как первая Сулеймание.
На этом месте прежде располагались казармы янычар, и есть свидетельства, что их стали расселять и освобождать место под большое строительство летом 1543 года, то есть до гибели Мехмеда. А документ об учреждении вакуфного фонда нового комплекса, где он впервые назван комплексом Шехзаде, датирован 1546 годом.
Очень похоже на то, что из-за трагической гибели любимого сына первоначальный замысел пересмотрели и строящуюся мечеть своего имени Сулейман посвятил сыну. Ну а собственную мечеть, превосходящую по размерам все прежние, построил неподалеку.
Подробно об архитектурных особенностях мечети Шехзаде вы сможете прочитать в специальной литературе. Я же остановлюсь на фактах, которые кажутся мне интересными
1. Мечеть представляет собой квадрат со стороной 38 метров, сама конструкция называется квадрифолий (четырехлистник) - к центральному куполу примыкают четыре полукупола. И это первое подобное решение в османском зодчестве. Внутренний двор, примыкающий к зданию мечети, тоже квадратный, той же площади, что и само здание.
2. Помимо самой мечети в комплекс шехзаде входят мектеб и медресе (начальная и средняя школы Корана), имарет (благотворительная столовая), табхане (приют для дервишей), караван-сарай;
3. На плане вы также можете увидеть остатки знаменитого акведука Валента (Боздоган). На съемках с воздуха хорошо видно, что при приближении к комплексу Шехзаде акведук понижается. Синан сделал это намеренно: по его замыслу, акведук не должен был перекрывать вид на мечеть со стороны Золотого Рога;
4. В русскоязычной википедии в статье о мечети Шехзаде указано, что под полами здания Синан спроектировал бассейн, якобы, зимой вода согревает (???), а летом охлаждает. Это странно и нелогично, да и не подтверждений этой информации в серьезных источниках я не нашла;
5. В одном из углов стены, окружающей комплекс можно увидеть невысокую колонну из зелёного мрамора. Это место называют центром Стамбула. В 17-м веке Эвлия Челеби писал, что Сулейман хотел построить мечеть Шехзаде в самом центре города, архитектор сделал необходимые расчёты и обозначил место колонной высотой 1,28м. По другой версии, это место считали центром старого города ещё византийцы, а Синан лишь установил колонну на месте ранее обозначенного греками места. На информационной табличке также указано, что когда-то колонна могла вращаться вокруг своей оси, но сейчас это невозможно из-за проседания стены и колонны вниз.
6. В документе начала 17-го века "Традиции янычар" есть интересный факт об участии Хюррем в строительстве комплекса Шехзаде. Султанша инспектировала строительную площадку и была удивлена видом босоногих строителей, у которых к тому же не было головных уборов. Хюррем обратилась к султану с просьбой увеличить месячную плату строителей на 5 акче. Правда почему-то в той же легенде сказано, что для покрытия расходов на обувь и головные уборы султанша распродала все свое золото и жемчуг (неужели султан отказал ей в просьбе?). После смерти султанши эта прибавка к жалованию строителей была официально закреплена султаном;
7. Глава янычарского корпуса Пертев Мехмед Ага был активно вовлечён в строительство комплекса. Интересно в этом то, что в 1553 году за Пертев Агу (тогда уже пашу) выдали замуж Фютуху, вдову Шехзаде Мустафы. По другой версии, женой Пертева Паши стала вдова не Мустафы, а Мехмеда, то есть приходился отчимом Хюмашах, любимой внучке Султана Сулеймана;
8. Особенно примечательные минареты комплекса, Эвлия Челеби писал, что "подобных нет ни в Бурсе, ни в Эдирне, ни в Стамбуле". Два балкона указывают на особый статус мечети. Ещё примечателен богатый вертикальный орнамент из полумесяцев, звёзд, розеток и пересекающихся линий. Есть версия, что часть орнамента с минаретов мечети Шехзаде в несколько изменённом виде присутствует на гербе Министерства культуры и туризма Турции, но я не уверена, что это так.
9. Внутри мечети вам могут показать особую комнату, вход на которую находится снаружи. Это хункар мафиль, место, предназначенное для султана, где он мог бы молиться, якобы именно сюда приходили Сулейман и Хюррем. Однако историки сходятся в том, что изначально хункар мафиля тут не было, это более поздняя переделка интерьера мечети.
О захоронениях на территории комплекса Шехзаде поговорим другой статье