Найти тему

Как шахматы учат думать?

Сегодня мы продолжим тему влияния шахмат и то, каким образом они развивают логику и мышление. В прошлый раз было отмечено, что шахматы хорошо сказываются на учебе, учат анализировать, развивают критическое мышление, а также концентрацию внимания и память. Каким же образом это происходит? И почему столь распространено мнение, что шахматы развивают логику? Давайте разбираться.

Прежде всего, шахматы развивают - разумеется, при их грамотном изучении- три важных навыка:

  • Предвосхищать возможные ходы (реакции) соперника и способность считаться с ними
  • Реалистично мыслить и ставить реалистичные цели
  • Полноценно думать

Последний пункт может показаться надуманным и несерьезным, но без него невозможно то, что описано в первых двух пунктах. Наверняка, многие сочтут, что "думать умеют все" и вообще эта способность дается чуть ли с рождения. Однако всего через несколько месяцев занятий шахматами многие отмечают (в том числе взрослые, состоявшиеся люди), что "они начали думать иначе, не так, как раньше". Часто они также отмечают, что "раньше у них было какое-то неполное, несерьезное, неглубокое мышление" и искренне не понимают, как они не замечали этого раньше. На эту тему у Дейла Карнеги есть любопытное высказывание: "Множество людей оканчивают колледжи, научившись в подлиннике читать Вергилия и овладев таинствами исчисления, но не получив ни малейшего представления о том, каким образом мыслят они сами".

У слова "думать" есть разные смыслы, но интересен прежде всего сам процесс, который подразумевается под этим словом. В сегодняшней статье хочется разобрать разнообразные вариации того, что выдается за "я подумал", но в реальности к процессу "думанья" никакого отношения не имеет.

  • Желание чего-то. Обнаруженное в себе желание или нежелание выдается за процесс мышления и обдумывания. Хотя чаще всего это оказывается лишь эмоциональным импульсом.
  • Субъективный вывод. Например, "я решил, что мне это не подходит" или "пожалуй, у меня нет шансов в этом деле". Подобные выводы могут сопровождаться определенным анализом, но чаще они делаются под воздействием разочарования, расстройства, неудачи или поражения.
  • Выводы на основе линейной логики, обобщений или скепсиса относительно чего-то. "Раз у других не получилось - значит и у меня не получится", "раз не получилось до этого - не получится и в будущем". Подобные выводы выдаются за процесс мышления и анализа. При этом человек убежден, что он думал, прежде чем пришел к такому выводу.
  • Примитивные рассуждения типа "я сделаю это и мне за это ничего не будет", "я возьму что-то и мне все равно, что со мной случится".
  • Рассуждения из серии "авось пронесет". Задумывая или планируя что-то, человек надеется лишь на слепую удачу или на то, что каким-то образом у него это получится.
  • Слепое следование чужим советам. "Мне сказали - поэтому я так и делаю", "меня так научили", "мне говорили, что так правильно". Конечно, во всех перечисленных случаях нет момента собственного мышления.
  • Перекладывание ответственности. Задумывая план, не учитываются самые очевидные и естественные препятствия. В случае же неудачи обычно следует: "если бы не это - у меня бы получилось", "я же не знал, что все случится именно так", "я просто не учел этого".
  • Рассуждения из позиции Жертвы. "Меня этому не учили", "я просто этого не знал", "откуда я мог это знать".
  • Ощущение собственной правоты без какой бы то ни было аргументации. "Это так, потому что я так думаю", "Я уверен в этом, а значит прав", "Я просто не согласен и никаких аргументов приводить не буду".

Именно в подобном ключе у многих строятся умозаключения, делаются выводы, принимаются решения и рождаются различные аргументы. И именно привычка мыслить подобным образом не позволяет сформироваться упорядоченному мышлению и привнести в свою жизнь здравый смысл, осмысленность и логику.

Думаю, уже очевидно, что подобным "арсеналом мышления" невозможно освоить шахматы и добиться в них даже минимальных результатов. И именно от таких способов "мыслить" мечтают избавить своих детей родители. Ведь подобный стиль мышления отрицательно влияет на все сферы - на учебу, на профессиональную деятельность, личные отношения с другими людьми и, наконец, на способность руководствоваться здравым смыслом при принятии решений. И, конечно, подобный способ мыслить не рождает здоровую мысль и серьезные рассуждения.

Почему же шахматы способны научить думать и почему именно благодаря шахматам в жизни человека могут появиться логика и здравый смысл? Об этом мы поговорим в следующий раз, в третьей части статьи.

#шахматыилогика #эмоциональныйинтеллект #саморазвитие