Найти тему
МИР (Море История Россия)

Разгром. Правдивые (и не очень) истории про эвакуацию немцев из Севастополя в 44-м. 10 мая 1944г.

Часть 1 Сколько унесли на дно "Тотила" и "Тея"?

Чем интересна эта дата? По состоянию на эту дату, немцы оказались в той же позиции, что и наши войска, когда отошли на "линию прикрытия эвакуации"

Отошли, и что? А, ничего. Как выяснилось, концептуально ошибочное решение, абсолютно не обеспечивающее эвакуации. Эвакуация немцев четко это показала.

Херсонесская позиция, это та же линия Камьеж времен Крымской войны. это наша "линия прикрытия эвакуации".  Здесь произошло все то же самое.
Херсонесская позиция, это та же линия Камьеж времен Крымской войны. это наша "линия прикрытия эвакуации". Здесь произошло все то же самое.

Читатель обиделся на мои сухие данные, обозвав их "бухгалтерским отчетом". Возможно так оно и есть: привык к делать выводы сам, а анализируя сухие данные, наверное, это тоже неправильно. С другой стороны снабжать события яркими вымышленными эпизодами... Зачем?

Ладно, попробую "разжевывать" подробнее (запивая винишком :-) Пардон, шутю. Почему я пишу о том, что это неудачная "линия прикрытия авиации"

Давайте смотреть. Аэродром Юхарина балка, где базировалась авиация для борьбы с морскими целями "накрылся медным тазом". От самолетов на нем только ошметки остались (в прямом смысле).

Аэродром "мыс Херсонес" простреливается (нормально не взлететь). Причалов нормальных нет. Входы в бухты Камышовая, Казачья простреливаются.

ЧТо делать? Немцы рассчитывали. что нагнав десантных ботов и быстроходных барж, они обеспечат быструю погрузку на большие транспорты, и...

А, что вышло в реальности?

10 Мая Ветер в западной части моря стихает. Утром штиль. Погода теплая, видимость 6-10 миль. В западной части моря туман.

Вопрос погоды в этот день является достаточно важным, т.к. по некоторым данным, на море «бушевал шторм, силой до 8 баллов». Серьезно?

В реальности, отмечен северный ветер, переходящий в северо-восточный, силой 3-4 метра в секунду, порывы до 5 м/с, утром штиль. Штормом эти погодные условия назвать сложно.

Командование Кригсмарине дало указание:

«10.05 до полудня и в течение обеда, направить из Констанцы и Сулины 61 единицу плавсредств, с общей вместимостью 22 тыс. человек. Подход 11.05, в обед, и в ночь на 12.05».

Все это время немецкие дивизии должны были удерживать Херсонесскую позицию. Потом, после эвакуации двух левофланговых дивизий из бухты Камышовой, вторая линия Херсонесской позиции должна была удерживаться 73-й пд, с подчинением ей остатков 111-й пд. Но, это в идеале.

-2

По немецким данным, под погрузку встали:

  • 2 часа ночи конвой Patria в составе Totila, Teja, 2 тральщика-раумбота. Груз, доставленный конвоем был ничтожным, да и бессмысленным: 200 тонн воды, 9,1 тонны боезапаса, одна 7,5-см пушка.
  • в 5 утра конвой Tanne в составе 8 БДБ доставивший 255 тонн боезапаса, 9 шт. 7,5-см противотанковых пушек, 1 штурмовое орудие и... 60 солдат маршевого пополнения (вот, повезло кому-то!)

Немцы упорно, и максимально быстро старались перебросить на Тотилу 98-ю пд, на Тейю 50-ю с помощью PiLa ботов (пионерных десантных самоходных понтонов) Выглядели сии плавсредства примерно так

-3
-4

Нас интересует именно эта часть повествования. Цитирую М.Морозова (пардон за обширную цитату:

В начале 7-го часа погрузка была в самом разгаре. Именно в этот момент над транспортами появились наши штурмовики. Первый удар девятки «Илов» из 47-го ШАП оказался безуспешен, но последовавший почти сразу же налет восьмерки машин из 8-го ГШАП дал прекрасные результаты. «Тотила» получил попадание трех ФАБ-100, после чего загорелся и лишился хода. Одна из бомб вызвала пробоину в носовой части. Новый удар гвардейцы нанесли 13 самолетами в 08:20, когда теплоход уже тонул. Сопровождавшие штурмовики «Яки», не встретив в воздухе «мессеров», присоединились к «горбатым» и подвергли ожесточенному обстрелу из бортового оружия находившиеся поблизости различные плавсредства. Видимо, большая часть истребителей атаковала тральщик «R209», который понес тяжелейшие потери в экипаже, будучи буквально изрешечен 20-мм снарядами ШВАКов и крупнокалиберными пулями.

Спустя несколько минут в атаку вышла ударная группа 13-го гвардейского ДБАП состоявшая из шести «Бостонов»-топмачтовиков, поддержанных четырьмя штурмовиками A-20G-30. Все это предрешило судьбу судна — спустя полчаса оно скрылось под водой. Ввиду близости берега и наличия большого числа мелких кораблей, потери при гибели «Тотилы» не могли быть слишком большими и вряд ли превысили пару-тройку сотен человек.

Судя по всему, кое-что перепало и на долю теплохода «Тея», который, видимо, получил некоторые повреждения входе этих ударов, поскольку поспешно прервал погрузку и взял курс на юго-запад. К остаткам конвоя присоединились также паромы Зибеля и штурмботы 770-го полка. По данным сухопутчиков, подтвержденных показаниями командира саперно-десантной части, оба судна приняли не более 3000 человек, что составило примерно треть их расчетных возможностей и вызвало большое возмущение со стороны командования 17-й армии.

Оказавшись с рассветом на минимальной дальности от берегов Крыма немецкие конвои (кроме «Патрия» в море с рассветом вышел уже известный нам «Танне») представляли собой крайне удобную мишень для наших летчиков. Командующий ВВС ЧФ приказал наносить удары по всем обнаруженным целям с максимальным напряжением делая за сутки до четырех вылетов на экипаж, что и было выполнено.

Еще не успела «Тотила» скрыться под водой, как появилась пятерка Пе-2 40-го БАП, но сброшенные пикировщиками бомбы легли мимо. «Тея» увеличила ход до максимальных 11 узлов и начала отрываться от паромов. В момент разделения конвой был атакован группой Ил-4 из состава 5-го ГМТАП, три из которых несли высотные торпеды. По замыслу «высотники» должны были сковать маневр судна и обеспечить выход в атаку низких торпедоносцев, но этот замысел не удался. Не сумев найти теплоход группа «низковысотников» отработала по паромам Зибеля, в то время как «высотники» все же отыскали «Тею». Но чуда не произошло и все «парашютные» торпеды прошли мимо цели.

Зная, что как минимум один транспорт все еще продолжает уходить от берегов Крыма, штаб ВВС решил продолжать удары. Спустя 30 минут после атаки торпедоносцев, в 09:55 нового попадания в «Тею» добились шесть штурмовиков 8-го ГШАП. Последовавшие в течение часа (с 11:03 до 12:05) налеты трех пятерок Пе-2 из состава 29-го и 40-го авиаполков оказались совершенно неэффективными.

Судно уходило все дальше и надежды на его перехват начинали падать, даже несмотря на то, что теплоход уже получил попадания шести бомб, его рулевое управление вышло из строя, а скорость не превышала 5 узлов!

Решающий удар был нанесен в 13:15 шестеркой «Бостонов» 13-го ГДБАП, атаковавших топмачтовым методом. Попадания еще двух ФАБ-100 пришедшиеся в область ватерлинии не оставили немцам ни единого шанса на спасение. «Тея» начала медленно погружаться. Пока она тонула, ее успели пробомбить еще пять Пе-2 и такое же число Ил-4. Около 15:30 теплоход затонул. Поскольку в момент гибели рядом с ним, по немецким данным, находились лишь тральщики «R 35» и «R 164» (с наших самолетов каждый раз обнаруживались одна БДБ и тральщик), спасти удалось всего около 400 человек.

Что пишут немцы? Все чуть-чуть, но не так.

-5
-6

-5.22 налет (в 2 волны, суммарно, 20 штурмовиков) на конвой Patria. Донесения о повреждениях не поступали.

"Есть такая буква в этом слове" (учитываем разницу в час)

-7

Во время налета второй волны, в 7.10 "Тея" получает 3 попадания бомб и горит. Есть и такие данные.

-8

Удар по убегающим остаткам конвоя "Parsival" (в 60 милях от Севастополя) в 7.22 пока пропускаем. Но соответствие есть. Не сходятся только результаты. (об этом чуть позже).

-8.15 (по нашим часам 9.15) снова удар по конвою Patria. Суммарно, до 14 часов отмечено 7 авианалетов. В 9.55 (по немецким часам) Тотила теряет руль. В 10.30 Тотила идет на дно (о грузе нет данных).

-В 11.25 (12.25) новый налет. На Тее выходит из строя большая часть дизелей, транспорт берут на буксир три раумбота.

-в 12.32 (13.32) финальный аккорд: транспорт Тея, который тянут три тральщика, на борту которого находится почти 5 тыс. эвакуируемых немецких солдат получает бомбу в машинное отделение, и начинает тонуть . Он ушел на дно в 15 часов.

В общем похоже на ту картину, которую дают наши документы, но однозначного соответствия нет.

-9

Спасены торпедными катерами 130 человек, тральщиками около 400.

Суммарно, за день противник отмечает 16 авиаударов по конвоям, 7 из которых с 5.22 (6.22) до 13.35 (14.35) пришлись по конвою «Patria». Несмотря на наличие «достоверной информации» по этому конвою, его действия и до настоящего времени непонятны, и прояснить их можно только после обнаружения обломков этих кораблей. На данный момент следует признать тот факт, что единственная достоверная информация по этому конвою, это факт потопления обоих транспортов. К сожалению, в этом вопросе даже немецкие документы являются недостоверными, и противоречат друг-другу. В конечном итоге, вину свалили на командиров кораблей, которые, якобы не выполнили приказ.

Фактически, конвой подставили. Умышленно или нет, сказать сложно. Прикрывать его с воздуха было некому, немецкая авиация с аэродрома убыла.

Он мог отстояться под прикрытием немецкой зенитной артиллерии, но, из-за обстрела советской армейской артиллерии, транспорта были вынуждены отойти от берега. Судя по координатам, корабли конвоя находились в 10 милях на запад-юго-запад от мыса Херсонес, правда, сейчас сказать сложно, насколько достоверна эта информация. Известный севастопольский исследователь В.Вакар сообщил об обнаружении обломков корабля, который мог бы являться транспортом «Totilla» в 5 км от берега. В случае подтверждения этой информации, получает подтверждение версия, изложенная в журнале штаба адмирала Черного моря.

В любом случае, доставка на борт транспортов эвакуируемых пионерно-десантными ботами была не быстрой. Ряд авторов, указывает, что корабли были загружены только на треть. В частности, авторы работы «Освобождение Севастополя» указывают:

«... отсутствие четкой связи по радио и сигналами не давало возможности их приказы выполнять, (например, пароходы "Тея" и "Тотила", несмотря на приказы морского командования, в ночь с 9 на 10 мая зашли в бухты Камышовая и Казачья, стали на якорь юго-западнее маяка Херсонес, далеко от берега, загрузились всего на треть и ушли в Констанцу».

Эти данные, действительно, содержатся в некоторых немецких документах, однако, скорее всего, не в полной мере соответствуют действительности.

В «Окончательном докладе об эвакуации из крепости Севастополь» адмирала Бринкмана указывается следующая последовательность событий:

«... "Тея" и "Тотила" прибыли к Херсонесу только к 2.00. Посадка была затруднена. Ввиду артобстрела суда были вынуждены отойти на рейд и грузиться там. "Тотила" с 3 000 военнослужащих на борту подверглась удару вражеской авиации в 8.00 у берега мыса Херсонес и затонула. "Тея", с 4 700 военнослужащими на борту, подверглась атаке авиации противника и пошла в направлении Румынии, но в 15.00 вновь подверглась сильному бомбовому удару и в 15.00 затонула. С обоих затонувших судов удалось спасти немногих».

Первичные немецкие документы дают чуть-чуть иные, но похожие данные. По транспорту «Totila» указывается «Загрузка неизвестна», по транспорту «Teja» указаны 4700 человек, однако, для транспорта с таким водоизмещением, это не 1/3 часть, это запредельная нагрузка. Кроме того, идет расхождение по времени.

-10

Откровенно говоря, я прикидывал и так и эдак... Я абсолютно не понимаю, как можно разместить 5 тысяч человек на таком корабле. Ну нереально взять столько народу на борт, даже если набить трюма, закрыть крышки твиндеков, и трюмов, а потом и принять народ на крышки. Все равно получается 0,3 кв. метра на человека (штабелями их укладывали, что ли?). С очень большой вероятностью, примерно половина немцев были на борту 16 десантных ботов (тогда получается что-то похожее). Это лишь предположение.

Но... иных данных нет. Вполне может быть, что немцы завысили количество загруженного личного состава, чтобы скрыть количество сдавшихся в плен на м. Херсонес. По Тотиле тоже идет вранье, в первичных документах говорится, что он не вышел в точку погрузки.

Это как раз-то тот редкий случай, когда в немецких документах идет "муть"

-