Часть 1 Сколько унесли на дно "Тотила" и "Тея"?
Чем интересна эта дата? По состоянию на эту дату, немцы оказались в той же позиции, что и наши войска, когда отошли на "линию прикрытия эвакуации"
Отошли, и что? А, ничего. Как выяснилось, концептуально ошибочное решение, абсолютно не обеспечивающее эвакуации. Эвакуация немцев четко это показала.
Читатель обиделся на мои сухие данные, обозвав их "бухгалтерским отчетом". Возможно так оно и есть: привык к делать выводы сам, а анализируя сухие данные, наверное, это тоже неправильно. С другой стороны снабжать события яркими вымышленными эпизодами... Зачем?
Ладно, попробую "разжевывать" подробнее (запивая винишком :-) Пардон, шутю. Почему я пишу о том, что это неудачная "линия прикрытия авиации"
Давайте смотреть. Аэродром Юхарина балка, где базировалась авиация для борьбы с морскими целями "накрылся медным тазом". От самолетов на нем только ошметки остались (в прямом смысле).
Аэродром "мыс Херсонес" простреливается (нормально не взлететь). Причалов нормальных нет. Входы в бухты Камышовая, Казачья простреливаются.
ЧТо делать? Немцы рассчитывали. что нагнав десантных ботов и быстроходных барж, они обеспечат быструю погрузку на большие транспорты, и...
А, что вышло в реальности?
10 Мая Ветер в западной части моря стихает. Утром штиль. Погода теплая, видимость 6-10 миль. В западной части моря туман.
Вопрос погоды в этот день является достаточно важным, т.к. по некоторым данным, на море «бушевал шторм, силой до 8 баллов». Серьезно?
В реальности, отмечен северный ветер, переходящий в северо-восточный, силой 3-4 метра в секунду, порывы до 5 м/с, утром штиль. Штормом эти погодные условия назвать сложно.
Командование Кригсмарине дало указание:
«10.05 до полудня и в течение обеда, направить из Констанцы и Сулины 61 единицу плавсредств, с общей вместимостью 22 тыс. человек. Подход 11.05, в обед, и в ночь на 12.05».
Все это время немецкие дивизии должны были удерживать Херсонесскую позицию. Потом, после эвакуации двух левофланговых дивизий из бухты Камышовой, вторая линия Херсонесской позиции должна была удерживаться 73-й пд, с подчинением ей остатков 111-й пд. Но, это в идеале.
По немецким данным, под погрузку встали:
- 2 часа ночи конвой Patria в составе Totila, Teja, 2 тральщика-раумбота. Груз, доставленный конвоем был ничтожным, да и бессмысленным: 200 тонн воды, 9,1 тонны боезапаса, одна 7,5-см пушка.
- в 5 утра конвой Tanne в составе 8 БДБ доставивший 255 тонн боезапаса, 9 шт. 7,5-см противотанковых пушек, 1 штурмовое орудие и... 60 солдат маршевого пополнения (вот, повезло кому-то!)
Немцы упорно, и максимально быстро старались перебросить на Тотилу 98-ю пд, на Тейю 50-ю с помощью PiLa ботов (пионерных десантных самоходных понтонов) Выглядели сии плавсредства примерно так
Нас интересует именно эта часть повествования. Цитирую М.Морозова (пардон за обширную цитату:
В начале 7-го часа погрузка была в самом разгаре. Именно в этот момент над транспортами появились наши штурмовики. Первый удар девятки «Илов» из 47-го ШАП оказался безуспешен, но последовавший почти сразу же налет восьмерки машин из 8-го ГШАП дал прекрасные результаты. «Тотила» получил попадание трех ФАБ-100, после чего загорелся и лишился хода. Одна из бомб вызвала пробоину в носовой части. Новый удар гвардейцы нанесли 13 самолетами в 08:20, когда теплоход уже тонул. Сопровождавшие штурмовики «Яки», не встретив в воздухе «мессеров», присоединились к «горбатым» и подвергли ожесточенному обстрелу из бортового оружия находившиеся поблизости различные плавсредства. Видимо, большая часть истребителей атаковала тральщик «R209», который понес тяжелейшие потери в экипаже, будучи буквально изрешечен 20-мм снарядами ШВАКов и крупнокалиберными пулями.
Спустя несколько минут в атаку вышла ударная группа 13-го гвардейского ДБАП состоявшая из шести «Бостонов»-топмачтовиков, поддержанных четырьмя штурмовиками A-20G-30. Все это предрешило судьбу судна — спустя полчаса оно скрылось под водой. Ввиду близости берега и наличия большого числа мелких кораблей, потери при гибели «Тотилы» не могли быть слишком большими и вряд ли превысили пару-тройку сотен человек.
Судя по всему, кое-что перепало и на долю теплохода «Тея», который, видимо, получил некоторые повреждения входе этих ударов, поскольку поспешно прервал погрузку и взял курс на юго-запад. К остаткам конвоя присоединились также паромы Зибеля и штурмботы 770-го полка. По данным сухопутчиков, подтвержденных показаниями командира саперно-десантной части, оба судна приняли не более 3000 человек, что составило примерно треть их расчетных возможностей и вызвало большое возмущение со стороны командования 17-й армии.
Оказавшись с рассветом на минимальной дальности от берегов Крыма немецкие конвои (кроме «Патрия» в море с рассветом вышел уже известный нам «Танне») представляли собой крайне удобную мишень для наших летчиков. Командующий ВВС ЧФ приказал наносить удары по всем обнаруженным целям с максимальным напряжением делая за сутки до четырех вылетов на экипаж, что и было выполнено.
Еще не успела «Тотила» скрыться под водой, как появилась пятерка Пе-2 40-го БАП, но сброшенные пикировщиками бомбы легли мимо. «Тея» увеличила ход до максимальных 11 узлов и начала отрываться от паромов. В момент разделения конвой был атакован группой Ил-4 из состава 5-го ГМТАП, три из которых несли высотные торпеды. По замыслу «высотники» должны были сковать маневр судна и обеспечить выход в атаку низких торпедоносцев, но этот замысел не удался. Не сумев найти теплоход группа «низковысотников» отработала по паромам Зибеля, в то время как «высотники» все же отыскали «Тею». Но чуда не произошло и все «парашютные» торпеды прошли мимо цели.
Зная, что как минимум один транспорт все еще продолжает уходить от берегов Крыма, штаб ВВС решил продолжать удары. Спустя 30 минут после атаки торпедоносцев, в 09:55 нового попадания в «Тею» добились шесть штурмовиков 8-го ГШАП. Последовавшие в течение часа (с 11:03 до 12:05) налеты трех пятерок Пе-2 из состава 29-го и 40-го авиаполков оказались совершенно неэффективными.
Судно уходило все дальше и надежды на его перехват начинали падать, даже несмотря на то, что теплоход уже получил попадания шести бомб, его рулевое управление вышло из строя, а скорость не превышала 5 узлов!
Решающий удар был нанесен в 13:15 шестеркой «Бостонов» 13-го ГДБАП, атаковавших топмачтовым методом. Попадания еще двух ФАБ-100 пришедшиеся в область ватерлинии не оставили немцам ни единого шанса на спасение. «Тея» начала медленно погружаться. Пока она тонула, ее успели пробомбить еще пять Пе-2 и такое же число Ил-4. Около 15:30 теплоход затонул. Поскольку в момент гибели рядом с ним, по немецким данным, находились лишь тральщики «R 35» и «R 164» (с наших самолетов каждый раз обнаруживались одна БДБ и тральщик), спасти удалось всего около 400 человек.
Что пишут немцы? Все чуть-чуть, но не так.
-5.22 налет (в 2 волны, суммарно, 20 штурмовиков) на конвой Patria. Донесения о повреждениях не поступали.
"Есть такая буква в этом слове" (учитываем разницу в час)
Во время налета второй волны, в 7.10 "Тея" получает 3 попадания бомб и горит. Есть и такие данные.
Удар по убегающим остаткам конвоя "Parsival" (в 60 милях от Севастополя) в 7.22 пока пропускаем. Но соответствие есть. Не сходятся только результаты. (об этом чуть позже).
-8.15 (по нашим часам 9.15) снова удар по конвою Patria. Суммарно, до 14 часов отмечено 7 авианалетов. В 9.55 (по немецким часам) Тотила теряет руль. В 10.30 Тотила идет на дно (о грузе нет данных).
-В 11.25 (12.25) новый налет. На Тее выходит из строя большая часть дизелей, транспорт берут на буксир три раумбота.
-в 12.32 (13.32) финальный аккорд: транспорт Тея, который тянут три тральщика, на борту которого находится почти 5 тыс. эвакуируемых немецких солдат получает бомбу в машинное отделение, и начинает тонуть . Он ушел на дно в 15 часов.
В общем похоже на ту картину, которую дают наши документы, но однозначного соответствия нет.
Спасены торпедными катерами 130 человек, тральщиками около 400.
Суммарно, за день противник отмечает 16 авиаударов по конвоям, 7 из которых с 5.22 (6.22) до 13.35 (14.35) пришлись по конвою «Patria». Несмотря на наличие «достоверной информации» по этому конвою, его действия и до настоящего времени непонятны, и прояснить их можно только после обнаружения обломков этих кораблей. На данный момент следует признать тот факт, что единственная достоверная информация по этому конвою, это факт потопления обоих транспортов. К сожалению, в этом вопросе даже немецкие документы являются недостоверными, и противоречат друг-другу. В конечном итоге, вину свалили на командиров кораблей, которые, якобы не выполнили приказ.
Фактически, конвой подставили. Умышленно или нет, сказать сложно. Прикрывать его с воздуха было некому, немецкая авиация с аэродрома убыла.
Он мог отстояться под прикрытием немецкой зенитной артиллерии, но, из-за обстрела советской армейской артиллерии, транспорта были вынуждены отойти от берега. Судя по координатам, корабли конвоя находились в 10 милях на запад-юго-запад от мыса Херсонес, правда, сейчас сказать сложно, насколько достоверна эта информация. Известный севастопольский исследователь В.Вакар сообщил об обнаружении обломков корабля, который мог бы являться транспортом «Totilla» в 5 км от берега. В случае подтверждения этой информации, получает подтверждение версия, изложенная в журнале штаба адмирала Черного моря.
В любом случае, доставка на борт транспортов эвакуируемых пионерно-десантными ботами была не быстрой. Ряд авторов, указывает, что корабли были загружены только на треть. В частности, авторы работы «Освобождение Севастополя» указывают:
«... отсутствие четкой связи по радио и сигналами не давало возможности их приказы выполнять, (например, пароходы "Тея" и "Тотила", несмотря на приказы морского командования, в ночь с 9 на 10 мая зашли в бухты Камышовая и Казачья, стали на якорь юго-западнее маяка Херсонес, далеко от берега, загрузились всего на треть и ушли в Констанцу».
Эти данные, действительно, содержатся в некоторых немецких документах, однако, скорее всего, не в полной мере соответствуют действительности.
В «Окончательном докладе об эвакуации из крепости Севастополь» адмирала Бринкмана указывается следующая последовательность событий:
«... "Тея" и "Тотила" прибыли к Херсонесу только к 2.00. Посадка была затруднена. Ввиду артобстрела суда были вынуждены отойти на рейд и грузиться там. "Тотила" с 3 000 военнослужащих на борту подверглась удару вражеской авиации в 8.00 у берега мыса Херсонес и затонула. "Тея", с 4 700 военнослужащими на борту, подверглась атаке авиации противника и пошла в направлении Румынии, но в 15.00 вновь подверглась сильному бомбовому удару и в 15.00 затонула. С обоих затонувших судов удалось спасти немногих».
Первичные немецкие документы дают чуть-чуть иные, но похожие данные. По транспорту «Totila» указывается «Загрузка неизвестна», по транспорту «Teja» указаны 4700 человек, однако, для транспорта с таким водоизмещением, это не 1/3 часть, это запредельная нагрузка. Кроме того, идет расхождение по времени.
Откровенно говоря, я прикидывал и так и эдак... Я абсолютно не понимаю, как можно разместить 5 тысяч человек на таком корабле. Ну нереально взять столько народу на борт, даже если набить трюма, закрыть крышки твиндеков, и трюмов, а потом и принять народ на крышки. Все равно получается 0,3 кв. метра на человека (штабелями их укладывали, что ли?). С очень большой вероятностью, примерно половина немцев были на борту 16 десантных ботов (тогда получается что-то похожее). Это лишь предположение.
Но... иных данных нет. Вполне может быть, что немцы завысили количество загруженного личного состава, чтобы скрыть количество сдавшихся в плен на м. Херсонес. По Тотиле тоже идет вранье, в первичных документах говорится, что он не вышел в точку погрузки.
Это как раз-то тот редкий случай, когда в немецких документах идет "муть"
-