Найти тему
СОТ О СУОТ

Кто и за что отвечает в компании|Распределение обязанностей в СУОТ

Сброшенный груз ответственности никогда не падает на землю, он мягко ложится на чужие плечи. Народная мудрость
Сброшенный груз ответственности никогда не падает на землю, он мягко ложится на чужие плечи. Народная мудрость

Привет народ, с вами СОТ!

Настало время поговорить об одной из важных составляющих системы управления охраны труда в организации, а именно о распределении обязанностей и ответственности. Создавая СУОТ, особенно в торговых компаниях, где риски травмирования работников при взаимодействии с опасностями не велики, и руководители больше вовлечены финансовые KPI, СОТ может столкнуться тем, что вся работа по функционированию СУОТ упадет на его плечи. Мы уже говорили о некорректности такого подхода в этой статье, к тому же наш помощник-примерное положение определяет, что:

СУОТ представляет собой единство организационной структуры управления организации (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления...

Смотря на опыт компаний-лидеров в области охраны труда, можно сделать вывод, что чем больше работников задействовано в СУОТ (а желательно все), тем результативнее она будет функционировать.

Как выделить уровни управления

Выделить уровни управления в своей организации поможет организационная структура компании, которую вы запросите в отделе персонала. Для примера, ниже я покажу структуру типовой торговой компании.

Примерная организационная структура компании
Примерная организационная структура компании

Мы уже знаем, что обязанность работодателя-первого лица в компании - это создание безопасных условий труда для всех своих наемных работников. Очевидно, что в одиночку эту обязанность ему будет выполнить затруднительно. Поэтому, он часть своих обязанностей, как правило, перекладывает на своих подчиненных-должностных лиц, у которых также есть свои подчиненные вплоть до специалистов, у которых в подчинении никого нет. Особая роль у СОТа, у которого также нет своих подчиненных (если есть, то у него появляются дополнительные обязанности, например, такие же как и у руководителя отдела), но его обязанности, если очень сжато, - это методическая поддержка руководителей и контроль выполнения требований охраны труда. Работодатель также вправе устанавливать другие уровни управления с учетом специфики своей деятельности, структуры предприятия и численности работников.

Как распределить обязанности

Это важный этап, так как на этом этапе и сформируется блок ответственности за каждым уровнем управления. Тут мне бы еще раз хотелось подчеркнуть момент того, чтобы СОТ очень внимательно посмотрел в свой стандарт и не брал на себя обязательства, которые не предусмотрены его ролью и должностными обязанностями. Если берете, то оценивайте ответственность. Как бы то ни было, все обязанности работодателя необходимо распределить между должностными лицами по уровням управления.

Как закрепить обязанности

Здесь подойдёт любой подход в рамках делопроизводства, который принят в компании. Есть несколько вариантов:

📄 Издать приказ с обязанностями по охране труда;

📜 Утвердить положение о распределении обязанностей по охране труда;

📖 Утвердить обязанности в составе положения о СУОТ.

Будет, на мой взгляд, очень корректно, если обязательства в вышеуказанных документах, также будут отражены и в должностных инструкциях сотрудников.

Главное - это после утверждения обязательств, ознакомить сотрудников с их новыми должностными обязанностями, чтобы во время разбирательств не было разговоров о том, что кто-то и чего-то не знал и/или не был ознакомлен!

Распределение обязанностей в рамках функционирования СУОТ сделает работу понятнее, прозрачнее и быстрее приведет организацию к выполнению поставленных целей.

В своем Telegram-канале "СОТ О СУОТ" я выложу пример распределения обязанностей между руководителями выдуманной нами торговой организации, согласно оргструктуре выше. Присоединяйтесь!

❓А как у вас в компаниях распределяются обязанности по охране труда?