Привет народ, с вами СОТ!
Настало время поговорить об одной из важных составляющих системы управления охраны труда в организации, а именно о распределении обязанностей и ответственности. Создавая СУОТ, особенно в торговых компаниях, где риски травмирования работников при взаимодействии с опасностями не велики, и руководители больше вовлечены финансовые KPI, СОТ может столкнуться тем, что вся работа по функционированию СУОТ упадет на его плечи. Мы уже говорили о некорректности такого подхода в этой статье, к тому же наш помощник-примерное положение определяет, что:
СУОТ представляет собой единство организационной структуры управления организации (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления...
Смотря на опыт компаний-лидеров в области охраны труда, можно сделать вывод, что чем больше работников задействовано в СУОТ (а желательно все), тем результативнее она будет функционировать.
Как выделить уровни управления
Выделить уровни управления в своей организации поможет организационная структура компании, которую вы запросите в отделе персонала. Для примера, ниже я покажу структуру типовой торговой компании.
Мы уже знаем, что обязанность работодателя-первого лица в компании - это создание безопасных условий труда для всех своих наемных работников. Очевидно, что в одиночку эту обязанность ему будет выполнить затруднительно. Поэтому, он часть своих обязанностей, как правило, перекладывает на своих подчиненных-должностных лиц, у которых также есть свои подчиненные вплоть до специалистов, у которых в подчинении никого нет. Особая роль у СОТа, у которого также нет своих подчиненных (если есть, то у него появляются дополнительные обязанности, например, такие же как и у руководителя отдела), но его обязанности, если очень сжато, - это методическая поддержка руководителей и контроль выполнения требований охраны труда. Работодатель также вправе устанавливать другие уровни управления с учетом специфики своей деятельности, структуры предприятия и численности работников.
Как распределить обязанности
Это важный этап, так как на этом этапе и сформируется блок ответственности за каждым уровнем управления. Тут мне бы еще раз хотелось подчеркнуть момент того, чтобы СОТ очень внимательно посмотрел в свой стандарт и не брал на себя обязательства, которые не предусмотрены его ролью и должностными обязанностями. Если берете, то оценивайте ответственность. Как бы то ни было, все обязанности работодателя необходимо распределить между должностными лицами по уровням управления.
Как закрепить обязанности
Здесь подойдёт любой подход в рамках делопроизводства, который принят в компании. Есть несколько вариантов:
📄 Издать приказ с обязанностями по охране труда;
📜 Утвердить положение о распределении обязанностей по охране труда;
📖 Утвердить обязанности в составе положения о СУОТ.
Будет, на мой взгляд, очень корректно, если обязательства в вышеуказанных документах, также будут отражены и в должностных инструкциях сотрудников.
Главное - это после утверждения обязательств, ознакомить сотрудников с ихновымидолжностными обязанностями, чтобы во время разбирательств не было разговоров о том, что кто-то и чего-то не знал и/или не был ознакомлен!
Распределение обязанностей в рамках функционирования СУОТ сделает работу понятнее, прозрачнее и быстрее приведет организацию к выполнению поставленных целей.
В своем Telegram-канале "СОТ О СУОТ" я выложу пример распределения обязанностей между руководителями выдуманной нами торговой организации, согласно оргструктуре выше. Присоединяйтесь!
❓А как у вас в компаниях распределяются обязанности по охране труда?