Николай Федорович Лапшин (1891-1942) – художник из трудноопределяемых, подвижных, вариативных, уходящих от звучных формулировок. Он немного известен искусствоведам и коллекционерам, широкий зритель о нем не знает ничего. Даже дата его рождения до недавнего времени была ошибочна, поскольку художник во всех прижизненных анкетах указывал годом своего рождения 1888. Найденная метрика свидетельствует: родился 16 января 1891, объяснений этого подлога пока нет.
Мальчиком Лапшин посещал рисовальную школу барона Штиглица, но оживилось его отношение к живописи в старших классах, когда началась дружба с Михаилом Ле-Дантю.
Поступив, «для утешения отца» – купца второй гильдии, в Политехнический институт на экономический факультет, Лапшин берет уроки в мастерской Я.Ф. Ционглинского, среди «бесконечных изречений» которого ему запомнилось одно: «Поймите, какая красота – чистый лист бумаги, вы должны сделать его еще красивее».
Затем, по совету Ле-Дантю, он перешел в мастерскую М.Д. Бернштейна, который много позже говорил: «Много у меня было хороших рисовальщиков, но никто так не рисовал, как Лапшин».
Осенью 1915-го он воевал на фронте в Галиции, в составе Кавказской туземной дивизии, где Лапшин из застенчивости отрекомендовался «футуристом» и «довольно много рисуя с натуры, только слегка «кубистировал». Вольноопределяющийся Лапшин был контужен, ранен в ногу в конной атаке, «прошел все мытарства эвакуации и здесь тоже по возможности рисовал».
По демобилизации и возвращении в Петроград, с 1916 г. он делает декорации для передвижных спектаклей, росписи солдатских клубов и кинотеатров, участвует в праздничном оформлении улиц города и служит в конторах с непроизносимыми названиями, где «дело было далеко от живописи».
При этом Лапшин поддерживал отношения с ИЗО Наркомпроса, а уже существующие знакомства с Каревым, Альтманом, Пуниным, Тырсой, Бруни и желание учиться искусству образовали пестрый опыт в таких различных областях как: преподавание рисунка в художественной школе, обучение ювелирному делу, работа над теоретическим трудом «Знак и вещь», профессорство во ВХУТЕМАСе и заведование Музеем Художественной Культуры, где его сменил Малевич.
В 1922-23 гг. Лапшин публикует зарисовки и режет клише на линолеуме для журналов «Жизнь искусства» и «Мухомор», делает эскизы росписи фарфоровых сервизов. В 1922 в Петрограде реквизировали квартиру родителей Лапшина и все находившиеся там ранние работы художника пропали.
Во время заграничной командировки 1924 года в Праге впервые появляется желание создать тиражные открытки в технике линогравюры по городским зарисовкам. Реализована идея подобных открыток, уже с видами Ленинграда, будет с конца 1930-х по 1941, в совместной работе с А. Ведерниковым, а выпуск серии состоится лишь в 1945 и будет признан «классикой жанра».
С 1925 года начинается самый известный период творчества Николая Лапшина, как редактора журналов и художника книги, в основном детской. До 1931 г. его имя связано с популярнейшими журналами, сначала с «Новым Робинзоном», затем он становится художественным руководителем журналов «Еж» и «Чиж». В 1925 выходит первая книжка, сделанная Лапшиным – «Наша кухня» Н. Чуковского с конструктивистской обложкой-изометрией, находившаяся «под прямым влиянием рисунков В. Лебедева» - как признавался автор.
Затем из первой книги, созданной в соавторстве с писателем М. Ильиным, вырастает творческий тандем, характерный для Отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства. Знаменитые союзы: Маршак – Лебедев, Житков – Тырса, Чуковский – Конашевич, Бианки – Курдов и Чарушин, Пантелеев – Пахомов создали в те годы всемирно признанный феномен советской детской книги. Одновременно Лапшин читает лекции в Институте истории искусств, преподает графику и технику печати в Полиграфическом техникуме и много работает, осваивая технику акварели.
В своей последней биографии Лапшин напишет: «Моя дружба с В.В. Лебедевым и Н.А. Тырсой продолжалась и дала мне очень, очень много; это была та художественная среда, которая необходима для каждого художника. Мы увлекались «французами» и всей культурой живописи. Просматривали массу иллюстрированного материала, выписывали журналы, а Лебедеву удалось выписать много книг из-за границы. Н.А. Тырса заботливо выписал мне через Дом Ученых книгу /о Альбере Марке/. Чудную книгу, которая еще больше утвердила меня в своей любви к этому художнику. …Понемногу и я начинал работать для себя, хотя у меня встретилась масса затруднений. Все еще своего единого приема у меня не было, но я начинал пробовать…». Это Лапшин сказал о себе, 37-летнем художнике, преподавателе, редакторе, использующим штудийные возможности: рисовать натуру в студии Дома Искусств с Петром Соколовым или писать акварелью обнаженные модели в мастерской Тырсы.
Окончание статьи здесь