12 февраля исполнилось 60 лет со дня рождения Игоря Стельнова.
Человек, начинающий знакомиться с биографией Игоря Стельнова с титулов, может посчитать его везунчиком и даже счастливчиком. Ещё бы — на юниорском уровне взял два европейских золота, в основе ЦСКА дебютировал в 18 лет, и на протяжении десяти сезонов компанию великих не покидал. В 21 год пробился в олимпийский состав, ехал в Сараево-1984, образно говоря, перворазрядником, вернулся заслуженным мастером спорта. Есть немало выдающихся мастеров, у которых и одной-то олимпийской награды нет, а Стельнов и в Калгари-1988 за вторым золотом отправился. Играл в эпичном финале Кубка Канады-1987, участвовал в сериях с командами НХЛ, мир повидал, из чемпионов СССР не выходил, на снимках золотой своей поры — красивый, кудрявый, везучий. Так бы сейчас говорили, если б не последняя дата оборвавшейся в 46 лет жизни.
Но мы же все-таки — о жизни. О том, какой след оставил в отечественном хоккее Игорь Анатольевич Стельнов. Если бы он не завоевал всех своих наград, для того, чтобы запомнился, хватило б, наверное, двух эпизодов, датируемых весной и осенью 1987 года. В первом случае гол Стельнова под занавес тяжелейшей встречи лишил сборную Чехословакии золотых медалей чемпионата мира. На предварительном этапе сборная СССР очков не теряла, согласно новой формуле уже взяла золотые медали чемпионата Европы, но после двух ничьих в финальной пульке, начинавшейся с нуля, выше второго места было не подняться. Чехословаков устраивала только победа, они почти до самого конца вели 1:0, пока не упустили сначала Владимира Крутова, а почти тут же разрядил свою долго молчавшую пушку Игорь Стельнов. Лучший вратарь турнира Доминик Гашек не справился, гол стал победным и серебряным, что лишь слегка скрасило общее ощущение неудачи. Но не было бы шайбы Стельнова — не видать и серебра. Игорь тот эпизод биографии не выделял, не видя особой разницы между серебром и бронзой.
Второй случай, наверное, вспоминался ему чаще, и вспоминал он о нём не без досады, но без ощущения вопиющей несправедливости. Речь о заключительных минутах третьего периода третьего решающего матча финальной серии Кубка Канады-1987, когда при счёте 5:5 после проигранного вбрасывания в чужой зоне Вячеслав Быков с Валерием Каменским столкнулись, впервые вышедший на лёд в финальной серии Игорь Кравчук, кажется, замешкался, и на одного Стельнова (так утверждал и сам Игорь) вылетели Уэйн Грецки и Марио Лемьё. Их догоняли, но не догнали, Грецки откинул шайбу чуть назад Лемьё, тот прицельно пальнул в девятку ворот Сергея Мыльникова, и в лучшем хоккейном эпосе двадцатого столетия была поставлена точка.
Стельнов провёл за сборную СССР 154 матча, чуть больше у Виктора Якушева и Сергея Светлова, чуть меньше у Виктора Шалимова и Юрия Ляпкина — неплохая компания. Забросил при таком количестве игр маловато — всего 13 шайб, но надо учесть, что это была сборная Виктора Тихонова, а Виктор Васильевич нарушителей своих указаний терпел недолго. Это в молодёжной сборной Игорь мог феерить в атаке — на неудачном для сборной СССР чемпионате мира в 1982 году защитник Стельнов стал третьим после Анатолия Семёнова и Олега Старкова бомбардиром команды с тремя голами и семью передачами. Виктора Васильевича это ничуть не впечатлило — он видел в Игоре классического «домоседа», который страхует атакующего защитника, и в одном из сезонов Сергей Стариков, с которым Стельнов часто играл в паре, забросил в чемпионате страны 11 шайб. Игорь как правило ограничивался в лучшем случае двумя-тремя, хотя подключаться к атакам он с детства умел и любил.
Занятия в хоккейной школе ЦСКА с раннего детства дополнялись дворовыми битвами, там и там он преуспевал, тренер Виктор Мансуров перспективы видел, оценивал их высоко, и Стельнов не подвёл — вырос в защитника разностороннего, умелого и неуступчивого. Игорь стал одним из немногих, кто сыграл в составе сборной СССР на трёх юниорских чемпионатах Европы подряд. Выиграл бронзу и два золота, один раз был включён в символическую сборную турнира. Последний юниорский чемпионат Европы Стельнов провёл, будучи ещё и бронзовым призёром молодёжного чемпионата мира. На молодёжном уровне результаты могли быть и более впечатляющими, но это конкретное поколение не сильно блистало звёздами, а для Стельнова и главная команда страны была уже близко. Он, естественно, об этом ещё не знал, он просто осваивался в основе ЦСКА, где не было никакой дедовщины, но выживал сильнейший.
На рубеже 18 и 19 лет он провел за ЦСКА 34 матча. На следующий год — уже 40. Осенью 1983 года дебютировал в сборной. В январе 1984 выиграл отборочный «забег» у куда более опытных Сергея Бабинова, Владимира Зубкова и Ирека Гимаева. Тихонов предпочёл им 21-летнего Стельнова, и он был самым молодым в той команде. Перед решающим матчем со сборной Чехословакии у Игоря резко поднялась температура, а выходить на «золотой» матч с пятью защитниками было, конечно, слишком рискованно. Стельнова условно поставили на ноги с помощью уколов, его хватило на два с половиной периода, а что было дальше, он помнит плохо. Зато хорошо помнит, что когда всё закончилось и началось общее ликование, он и глотка шампанского выпить не смог. Все праздновали, а у него не было никаких сил: «Лежал, и было так тоскливо — все гуляют, а я вроде как не при делах». Когда Стельнов про это рассказывал, он не преминул самоиронично процитировать старую присказку: «За что мы любим хоккей? За то, что после хоккея!».
«После» тоже случалось, как без этого? Тем не менее… Две олимпиады, два чемпионата мира, два Кубка Канады, Кубок Калгари, «Рандеву-87», куча других турниров, четыре серии ЦСКА с командами НХЛ — десять сезонов на износ, если считать со сборной, то семь. Три чемпионата мира пропустил исключительно из-за травм, последний матч за сборную провёл в апреле 1990, когда накатывали другие времена и наваливались иные обстоятельства, противостоять которым было гораздо сложнее, чем играть самые трудные матчи. Оставим их за скобками, отметив лишь то, что к двум операциям на глазах, семейным драмам и трагедиям добавился и фон —-то, что происходило с ЦСКА, да и со всем нашим хоккеем на рубеже 90-х.
Виктор Васильевич Тихонов то время не только в Стельнове разочаровался — после бунта лидеров и тщетных усилий удержать команду под его горячую руку попадались многие. Игорю повезло меньше всех — он и начальственный гнев на себе испытал, и уйти вовремя не смог. После отчисления из ЦСКА Владимир Васильев позвал Стельнова в «Химик», но там совсем не пошло, ему это казалось игрой на понижение, да и травма мешала. Звали в «Виннипег», и дело вроде даже доходило до конкретики, но по признанию самого Игоря Анатольевича, он «как исконно русский человек срывался в самый неподходящий момент».
Шведский вариант был если не выходом, то меньшим злом, в «Регле» всё было нормально, и оттуда тоже можно было ещё отправиться за океан, но «исконно русский человек» и там дал о себе знать. История известная — президент клуба уговорил Игоря не ехать на Новый год домой, встретить праздник тихо в местном ресторане, и пообещал оплатить счёт. Стельнов встретил так широко и хлебосольно, что об этом в Регле до сих пор помнят (президент предоставленный счёт за общий «праздник по-русски» оплатил, честно сдержав обещание). Прямых последствий случай не имел, в том числе не повлиял и на вполне приличную игру Стельнова, но само за себя говорило то, что двукратный олимпийский чемпион в возрасте тридцати лет вместо канадского «Виннипега» оказался в итальянском «Азиаго». Жалел он об этом, очень жалел…
Искал себя долго, два сезона ещё поиграл за ЦСКА — правда, уже совсем другой ЦСКА, много играл за армейских ветеранов, а нашёл себя в ХК МВД, действительно нашёл в качестве тренера, и мы увидели прежнего — ну, почти прежнего Игоря Стельнова, который начал с нуля, дошёл до первого сезона КХЛ, и всё складывалось хорошо, если бы не болезнь, если бы не второй инфаркт, если бы…
Именной свитер Стельнова подняли в том же 2009 году. Вначале по последнему месту работы на «Арене Балашиха», а через два года в ЛДС ЦСКА, которому он отдал 12 сезонов.
Досье
Игорь Анатольевич Стельнов
Родился 12.02.1963, умер 24.03.2009
Карьера: 1981-91, 1996-98 — ЦСКА, 1991/1992 — «Химик», 1992/1993 — «Регле» (Швеция), 1994 — «Азиаго» (Италия).
В чемпионатах СССР и России — 409 матчей, 20 заброшенных шайб. В сборной СССР — 154 матча, 13 шайб.
Достижения: олимпийский чемпион (1984, 1988), чемпион мира (1986), серебряный призёр (1987). Чемпион СССР (1982-89). Награждён орденом «Знак Почета» (1988), медалью «За трудовое отличие» (1984). В Зал славы отечественного хоккея принят 17.02.2014.