Для вашего развлечения - вот вам рекап фильма про декабристов, я в 2019-м в фейсбуке знатно погиенила по его поводу.
Для начала замечу, что я не то чтоб поклонник - или наоборот хейтер - декабристов. В последний раз про их восстание я читала лет 20 назад, когда готовилась к экзамену по истории государства и права. И дату помню только потому, что в этот день у меня мама родилась. Так что можно считать, что я фильм смотрела с нулевыми знаниями (серьезно, я в процессе сидела и википедию рыла, кто там на ком сидел да где стоял).
"Союз спасения" - это вроде бы как исторический фильм, правильно? Что мы ждем от исторического фильма? Что нам расскажут про некое событие, может, про его причины-предпосылки, может быть, про следствия, и в целом общее представление зритель получает.
Что поймет про восстание декабристов человек, не знающий этот эпизод в истории и решивший посмотреть фильм? Ничего. Не спасают даже надписи на экране кто есть кто. Ну, это Пестель, ок. Это Рылеев. Это Трубецкой и бакенбарды. Все они (и бакенбарды в том числе) старательно таращат глаза, то восторженно, то испуганно и на этом их роль в истории, в общем, всё - согласно фильму. (Кстати о женах декабристов - их там нет вообще, в принципе, не существует. Только суровая мужская дружба, (поручик, молчите!).
Еще модное рваное повествование - руки бы поотрывать любителям. В фильме остро не хватает бегущей строки с пояснениями, что вообще происходит и кто все эти люди в белых лосинах.
Это было, так сказать, предисловие. Рылеев уже в ужасе ждет.
Надо заметить, что титры с логотипом "при содействии Министерство культуры РФ", честно говоря, в начале каждого фильма уже рефлекторно вселяют ужас.
1808 год, пансион в Париже, который навещает Наполеон. Не торт, а император. Не могла избавиться от ощущения, что Наполеона играет кто-то из резидентов Камеди клаб. Наполеон подтянут и красив. И в треуголке. Ему показывают лучших мальчиков пансиона. В смысле, самых умных.
Наполеон гнет губы, что лучшим быть может только один и Муравьев-Апостол (в детстве) не выдерживает. Душа не может сдержать правду, что самый лучший тут он. Наполеон тут же сходу цитирует Вольтера и они ведут беседу о свободе. Мальчик Наполеону явно нравится и он, кажется, расстраивается, что пацан русский, а вовсе не француз.
Тут же сразу — 1826 год, потому что А ЧТО, ВЫ ХОТЕЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ БЕЗ СКАЧКОВ ВО ВРЕМЕНИ, ДА, ДА? ВЫКУСИТЕ! Очень грустный Николай-император со взглядом несправедливо обиженной коровы допрашивает взрослого Муравьева-Апостола. Впрочем, Николай весь фильм будет ходить с таким взглядом. Ходячий человек-мем.
Николай зачитывает Муравьеву-Апостолу его же биографию и крайне удивляется прочитав, что тот не бывал на исповеди и причастии с 1821 года. Ну или не удивляется. Лицо у Николая просто такое. Ну такое.
Вообще, взгляд Николая I современники именовали "взглядом василиска". Вот терзаюсь в сомнениях - может, они что-то не то нагуглили на слово "василиск"?...
Муравьев-Апостол гордо сообщает, что каяться ему ни тогда, ни теперь не в чем. А еще с невыразимым пафосом сообщает, что между декабристами и царем разницы никакой: и у тех и у других цели правые, а методы преступные. Кстати, отмечу, что Муравьева-Апостола запомнить легче всего — он без бакенбард, неслыханное дело. Есть подозрение, что таким образом создатели фильма попытались выделить условного главного героя. Или нет. Может, просто забыли приклеить.
Тут же без перехода — 1814 год. Смотр лейб-гвардии. Поскольку до декабря 1825 еще далеко, все радостные, обнимаются и целуются.
Впервые на экране на этой сцене вплывает САУНДТРЕК. Про него все писали и я отмечу - симфоническая обработка Наутилуса "Гулять по воде" это, прямо скажем, свежо. Для фильма про декабристов. Робко замечу, что если таким путем авторы гордо решили, что они осовременят это все для молодежи, то вынуждена огорчить - молодежь куда больше оценила бы, если бы на тех же сценах бухающих друзей играл бы какой кальянный рэпчик.
Кто-то бежит с ящиком шампанского, но под кивером и в лосинах не видно кто. Идет смотр, Александр едет на коне, Муравьев-Апостол (но я не уверена!) гордо стоит в строю с ящиком бухла. Император недовольно глянув проезжает мимо. А МОГ БЫ СНИЗОЙТИ И БУХНУТЬ И ВОССТАНИЯ БЫ НЕ БЫЛО, логика у этого эпизода видимо такая.
Прямо всероссийская тоска в этой сцене.
Тут мы переносимся в 1820 и в оперу, где гастроли дает Киркоров. Шучу. Просто кто-то похожий.
Муравьев-Апостол заигрывает с некой Анной Бельской, коей решили заменить вообще всех жен декабристов сразу. Бельскую играет София Эрнст, главный актерский талант которой заключается в замужестве за Константином Эрнстом, и смотреть на ее, простите, игру, мучительно.
Муравьев-Апостол жалуется ей на то, что ему, цитирую "запретили бегать за императором с шампанским". Очень захотелось бухнуть.
Матушка Бельской в исполнении И.Дапкунайте делает дочери замечание, та отшучивается. Больше мы Дапкунайте тут не увидим, потому что фильм у нас про суровую мужскую дружбу а не вот это все с женами.
Сейчас смешной скрин. Если вы думаете, что Милорадович - это тот, кто в центре кадраа, то вы ошибаетесь. Милорадович - Домогаров и скромно прячется за титром.
В сцене с оперой, видимо, заключается любовная линия в фильме — вяленькая такая. Подозреваю потому что туда ну никак нельзя было запихнуть спецэффектов и поэтому сценаристы не особо старались.
Дальше у нас бунт в казармах Семеновского полка. Солдаты-ветераны наполеновской войны возмущены частыми телесными наказаниями. Но об этом можно узнать из википедии, потому что в фильме это решили мягко обойти и сгладить.
Тут нам быстренько титром представляют очередного декабриста- Бестужева-Рюмина. С ним проще - он в усах. Замечу, что можно было пойти еще более простым путем и заставить героев носить бейджики. Потому что запомнить кто там есть кто можно только прилагая нечеловеческие усилия (актерская игра, характеры персонажей? Помилуйте, тут вам не Голливуд!)
Муравьев-Апостол говорит гордо, что никого на усмирение полка вызывать не надо, они и есть гвардия и справятся сами! Молодцы такие - сами бунтуем, сами себя усмиряем.
Солдаты страшно бунтуют и кидаются камнями в окно офицеру. Горячий привет "Игре престолов".
Солдаты что-то невнятно орут про "Шпицрутены". Если судить по эпизоду из фильма, то взбунтовались они из-за одного не шибко-то избитого солдата (ну, выпороли и кровавые следы на спине, но он после этой порки держится бодро. Что такое запарывать насмерть, нам, видимо тут не расскажут.
Муравьев-Апостол буквально парой фраз усмиряет озверевших бунтовщиков, а также обещанием все рассказать про их беды царю-батюшке. Солдаты верят и дружно маршируют (бьет изо всех сил себя по рукам но сдается и пишет "нафиг"). Шагают строем они под песню "Кино" "Попробуй спеть вместе со мной" (я себе весь мозг сломала, пока не опознала этот изнасилованный симфоническим оркестром трек).
Тем временем на милой конной прогулке встречаются цесаревич Николай (ну тот самый, со взглядом бггг василиска) и Милорадович. Николай светски интересуется про заговорщиков, Милорадович говорит что не бунт, а недоразумение, после чего цесаревич выгибает губы подковкой и говорит что решать это будет государь. И ускакал.
Дальше авторам фильма стало скучно снимать флешбеки и они всю предысторию решили дать большим титром. Мол, давным-давно в одной далекой галактике...
И назвали его Союз нерушимый республик свободных... Простите Союз Спасения, конечно же. На 14-й минуте фильма можно и название фильма уже показать, да.
И сразу же нам показывают Действительно Важные вещи, которыми занимались заговорщики в своем Союзе.
Сразу видно — мужики делом заняты, не то что там царьки какие-то.
Тут у нас и Трубецкой, и Пестель (Прилучный, фу, фу, Прилучный), и Рылеев. Рылеева тоже легко запомнить — он в штатском и бывший стиляга. Как и Трубецкой, но тот в бакенбардах.
Все... ну не то чтобы в гавно. Так, прибухнувшие, рассуждают о политике. Под винишко. "Зато, - мечтательно так, — будет как во Франции!"
Трубецкой не хочет как во Франции — он помнит, что там аристократов вешали на фонарях. Он висеть не хочет. (Тут черная шутка про "а придется, Сергей", простите мне ее, пожалуйста)
Пестель быстренько излагает свой мегаплан как сделать революцию в России быстро, без крови, бесплатно и без смс.
Далее наши герои уже у Милорадовича, где узнают, что за бунт в Семеновском полку полк расформировывают и офицеров увольняют в Малороссию. Всех, кроме Трубецкого, потому что его тогда не было.
Муравьев-Апостол возмущается, что наказали незаконно. Присутствующий тут же будущий Николай парирует, что высочайшая воля и есть закон, так что примите вашу судьбу.
И окинул взглядом василиска.
Пять лет спустя, говорят нам титрами, общество разделилось на северное и южное.
Украина, 1825 год. Пестель страдает, что опять ему не тот народ выдали. Должна заметить, это постоянная жалоба вообще всех политиков - все было бы прекрасно в России, если б не народишко... И быстренько планирует, что им нужно предпринять (к сожалению, вариант быстренько нарожать другой народ не рассматривается).
Царь Александр будет на смотре, они быстро полком незаметно прокрадутся из кустов, напугают царя так, что тот сбежит вместе с Пестелем, пестель заведет царя в палатку и пафосно скажет "Это не переворот, месье, это — революция".
И царя зарежут. И царевича зарежут. И еще кого-нибудь зарежут. Пестель всех готов зарезать — вы его лицо видите?!
А потом, говорит, мы с Украины пойдем на столицу. Муравьев-Апостол этот план прекрасным не считает.
Пока Пестель страдает фигней, то есть строит кровожадные планы в Малороссии, Трубецкой вяло крутит интриги в Петербурге. Ну как крутит. Не очень убедительно. А Пестель химичит с бюджетом.
Тут нам царя Александра 1 показывают с титром, а то вдруг мы не поняли, кто это! Александр читает доносы про заговорщиков. Именно устами Александра как-то, пусть и в нескольких словах, озвучиваются собственно требования заговорщиков. Сами заговорщики слишком заняты винишком по ходу фильма, чтобы это сделать. Жалобы на заговорщиков царь оставляет без внимания.
Смотр государь отменяет, не приехал. Заговорщики приуныли. Особенно Пестель.
Генерал Щербаков говорит, что за заговоры вообще четвертуют, вы в курсе. Ну и что вообще вы хотите сделать в этой вашей Малороссии? История делается в Петербурге, а тут она умирает.
Александр говорит с Николаем про свое завещание и про то, что именно Николай после него станет императором.
И уехал царь в Таганрог. Спойлер из уроков истории: оттуда он не вернулся.
Еще немножко любовной линии Муравьева-Апостола.
Эпизод с разжалованным в солдаты Барановым. Начальство спрашивает у Трубецкого, зачем он Баранову про конституцию рассказывал.
И вот уже ноябрь 1825, все близится восстание, СКОРЕЙ БЫ УЖЕ!
Рылеев читает стихи. тут декабристов уже прямо много, титры не перестают меняться и я все равно никого не запомнила. Ну вот Каховский еще, в усах. Ради исключения наши заговорщики не бухают, а пьют чай. Хотя вполне вероятно, что они просто с бокалов перешли на чайные чашки. Прилучный так старается играть всеми частями лица, что это выглядит просто пугающе.
Трубецкой думает вслух: если о нашем заговоре известно, почему никто не арестован? Рылеев же говорит что надо поторопиться, он получает новости ОТТУДА. Видимо, оптоволоконная связь с богом.
Далее Таганрог, 19.11.25 — царь Александр брился и нечаянно порезался до смерти.
Николай царствовать не желает, но кто его вообще спрашивает?Начинаются разборки при дворе, кому из братьев царствовать.
И снова нам кратко разъясняют ситуацию текстом на экране. Потому что снимать сложно и непонятно.
Муравьев-Апостол срочно делает предложение, потому что ну какой декабрист - да без жены?
Пестель узнает о том, что их — в очередной раз! — кто-то заложил. И так удивляется, как будто в первый.
Первый час фильма близится к концу, само восстание вот-вот, а требования заговорщиков как-то ВНЯТНО нам никто не огласил. Потому что ну кого они вообще интересуют, правда? Пестель максимально пафосно сжигает документы. Рылеев болеет и не хочет пить горькое лекарство из рук дочери.
Николай с максимальным пафосом рассказывает Милорадовичу про заговор.
А пока товарищ из Сената (я так и не поняла, кто это) науськивает Рылеева выйти завтра на площадь с полками. Как обычно, проклятая пятая колонна манипулирует молодыми-горячими.
В общем, декабристы радостно по причине переприсяги собираются собраться на Сенатской площади. Трубецкого быстренько назначают диктатором. Без меня, сурово говорит Трубецкой, ничего не предпринимать, я завтра приду и распоряжусь!
Муравьева-Апостола уговаривают принести присягу. Тот молчит.
Итак, 14 ДЕКАБРЯ.
Дочь Рылеева рвется с папенькой, но папенька ее с собой не берет и едет в казармы московского полка.
Николай ходит принимает присягу. А тем временем бунтовщики уже поднимают гвардейцев и те радостно бегут бунтовать. Чуть ли не подпрыгивая.
Тем временем Трубецкой никуда не бежит а слушает как в толпе обывателей обсуждают что происходит. Обыватели в курсе, кто там кому не присягнул и какие требования у бунтовщиков.
Трубецкой подходит к Николаю и предлагает вывести неприсягнувшие полки из города. А фигушки, говорит Николай. У меня и присягнувшие есть.
Полки выстраиваются в каре на сенатской площади, Рылеев орет: я щас быстро метнусь за Трубецким!
Николай зачитывает манифест. Милорадович подходит и без здрасьте прерывает императора, мол, может хватит фигней страдать? Николай приказывает навести порядок. Милорадович отдает ему честь левой рукой. Там вообще офицеры - кто левой, кто правой, этикет-шметикет.
Рылеев находит Трубецкого, мол, вас там все ждут. Идите на площадь. Трубецкой приказывает поднимать остальные неприсягнувшие части, но сам на площадь не идет.
Милорадович уговаривает солдат разойтись. Домогаров, кстати, прекрасно тут играет. Без сарказма сейчас, очень органично во всем этом смотрится.
Каховский подло стреляет в спину Милорадовичу. Тут автор встрепенулись на этой сцене и вклеили сюда СПЕЦЭФФЕКТЫ и СЛОУМО. Оболенский бьет - тоже в спину - штыком. Солдаты молча охреневают.
А тем временем в Малороссии все бухают. "Щас выпьем шампанского - и застрелимся". Отличный план.
Малость потрезвевшие члены Южного общества нападают на полковника Гебеля. Что, зачем, почему - в фильме вам не скажут. Ну просто. Ну захотелось.
К присягнувшим офицерам приносят умирающего Милорадовича.
Солдаты стоят, Николай тоскует, восстание идет своим ходом.
Редкие обыватели с интересом смотрят кто кого переорет: те, кто кричат "Ура, Константин!", или те, кто кричат "Ура, Николай!".
Один из декабристов предлагает не страдать фигней, а захватить Николая который по площади бродит. Рылеев восклицает, что их слишком мало.
Пафосная боевая музыка. Подходит еще один полк. Конногвардейцы Николая идут в атаку. Восставшие целятся - и стреляют в конногвардейцев. Те отступают, восставшие радуются, мол, мы победили.
Муравьев-Апостол скачет по Малороссии в снегах, с полком, с которым они идут на Петербург.
Трубецкой радостно рассказывает сенатору, что они скоро победят, главное, чтоб царь отрекся.
При этом собственно на площадь к заговорщикам наш храбрец не идет, тусуется вокруг.
Николай сталкивается с очередным полком, идущим к восстающим и вежливо уступает им дорогу.
Декабристы радостно обнимаются. Рылеев в очередной раз убегает за Трубецким.
Далее невнятно про восстание черниговского полка в Малороссии. Что происходит, куда, зачем, почему, кто поджег шинок - непонятно. Вообще.
Бельская решила быстренько исполнить номер с женой декабриста и приехала за Муравьевым-Апостолом в село, чтоб окончательно испортить ему настроение.
Декабристы внезапно задумываются, что делать дальше. Ну вот они вышли, стоят, даже стреляли... И чо. И царь почему-то не испугался, не заплакал и не убежал.
Рылеев умоляет Трубецкого выйти на площадь. Трубецкой говорит - спасибо, вы вывели людей, стойте дотемна. Можете идти домой. Рылеев говорит Трубецкому что тот трус. И еще много пафосного орет.
Трубецкой говорит Рылееву, что тот мешает. Угу. Спокойно стоять и пялиться с безопасного расстояния, очевидно.
Бунтовщиков снова пытаются убедить уйти. Каховский мрачно спрашивает Бенкендорфа: разве ты принес нам Конституцию? Лицо Бенкендорфа бесценно.
Ему тоже стреляют в спину по благородной декабристской традиции, но, к сожалению, промахиваются.
Николай очень тяжело вздыхает и распоряжается стрелять.
Трубецкой неверяще улыбается.
Бунтовщики смотрят на пушки, на трупы людей, которых они убили, и убеждают друг друга, что в них стрелять не осмелятся.
Таки стреляют. Стреляют красиво, трагично и в слоу-мо.
Бунтовщики бегут на лед Невы. Там строятся, чтобы идти в казармы крепости и брать оружие. Царь Николай милостиво приказывает стрелять не по людям на льду, а по самому льду. Чтоб лед разбить и они утонули. Видимо, это гуманнее.
Дальше печальная сцена расстрела людей на льду.
Трубецкой спрятался дома и плачет.
Рылеева на площади нашла жена и повязывает шарфик.
Николай смотрит на разбитый лед и утонувших.
Дальше у нас допрос Рылеева. Он как обычно с горящими глазами и пафосом толкает речи про свободу.
А тем временем Муравьев-Апостол все еще идет по снегу. В снежным степях Малороссии в Черниговский полк стреляют. И под прекрасную песню "Владивосток 2000" солдаты идут на смерть.
Допрос Николаем Трубецкого. Трубецкой в бакенбардах, печален и трагичен. Николай тоже страдает.
Далее пятерых героев будут вешать.Я сама трек не узнала, но знающие люд говорили, что под песню Басты.
Трое срываются, Муравьев-Апостол в том числе, он пытается отдышаться и перед повторным повешением видит чудесное видение - как царь Александр тогда на плацу не отказался, а таки БУХНУЛ с ними. Не грядущее царство свободы там, или еще что, за что они умирают, а то, что царь таки согласился с ними тяпнуть.
Титры. Конец.
А, в титрах нам еще написали, что цари были добрые, при Николае, например, кроме декабристов ваще никого не казнили (запороть до смерти это не считается), а доброго Александра вообще злые террористы убили.