Найти тему

Записки о творчестве. 10. Ямайский и Островитяне. Сибирское регги (2011-2012)

Оглавление
Фото: Ю. Калачевская. Источник: vk,com
Фото: Ю. Калачевская. Источник: vk,com

Читать предыдущую часть: Записки о творчестве. 9. На распутье. Немного брит-попа и русского рока (2011)

Прыжок длиною в вечность

Источник: vk.com
Источник: vk.com

10 декабря 2011 г. петербургская группа "Ямайский и Островитяне" вышла на сцену клуба Da-Da, чтобы во второй раз принять участие в самом крупном европейском независимом рок-фестивале для начинающих коллективов. Это была 1/4 петербургского городского финала, первый тур. Команда позиционировала свою музыку как "сибирское регги", её репертуар составляли песни их бэнд-лидера, в прошлом питерского барда-автора-исполнителя Павла Ямайского, переделанные в основной массе под регги, латину, рок-н-ролл и частично ска-панк-ритмы. Группа долго готовилась, исправляла ошибки прошлого, сменив наполовину свой состав и сделав некое подобие шоу: соблюдая свой "сибирский" имидж, на некоторых песнях Павел Ямайский выходил в шубе и ушанке, а также активно использовал громкоговоритель и другие всякие "прибамбасы". Всё шло великолепно. Публика и старые фанаты восторженно приняли новое обличие группы... Но финал их 20-минутного выступления был омрачён нежеланием бас-гитариста Александра играть дальше. Ему уж очень сильно надоела вся эта мишура, да и вообще ему в жизни было не до музыки. Он просто молча махнул рукой, снял бас-гитару, оставив её на сцене, и ушёл... Наступила пауза. Группе надо было сыграть свою последнюю песню. К слову, премьерную. Они никогда её не играли на публике. Что было делать? Павел Ямайский был находчивым и крикнул в зал: "Есть здесь басисты? Нужно доиграть одну песню!" Руки, конечно, подняли многие, но лишь какой-то парень в шляпе-котелке почти сходу выпрыгнул из зала на сцену и подхватил оставленную на сцене бас-гитару. Паша заиграл свою песню "Городок", а басист посмотрел, последил, да и подхватил песню - как по аккордам, так и по словам.

Источник: vk.com
Источник: vk.com

И с тех пор этот пока ещё просто басист Евгений Дудинский как на сцену прыгнул - так и остался в этой команде на всю оставшуюся жизнь. То есть, больше, чем на десять лет. Ну, почти.

Как было на самом деле?

Источник: vk.com
Источник: vk.com

Понятно, что выше я написал такую сказку небольшую. Как же не самом деле было? В прошлой главе я остановился на судьбоносном телефонном звонке. Конечно же, он был от Паши Ямайского: он в третий раз меня звал к себе в группу, причём, напролом пошёл, просто позвонил. Их басист Саша зашивался со своей работой и собирался совсем завязывать с музыкой. А я сидел в такой жизненной прострации, что, вспомнив, какую веселуху Ямайский и Островитяне несут в массы, и совместив её со своим депрессивным состоянием, просто плюнул на всё в жизни и на третий раз согласился попробовать. Несмотря на то, что не видел в группе вообще пока никаких перспектив: баяниста нового у них так и не появилось (кто ж на баяне пойдёт в рок-группу играть? это вообще редкость в питерском андеграунде была), играл клавишник "на аутсорсе" (то есть, за бабки просто, сессионно), а басист уходил. То есть, такое нелепое трио: за вычетом уходившего басиста оставались Паша да два барабанщика... Точнее, один барабанщик, а другой просто парень-приколист, которого быстро научили стучать по перкуссии...

Тут стоит остановиться на этих трёх людях, ибо с ними всеми меня свяжет судьба надолго, мы все до сих пор отличные приятели. А пока они были основным костяком будущего успешного состава группы. С Павлом Ямайским я знакомил уже и не раз по прошлым главам, когда он ещё играл в моей предыдущей группе RunWay. Другие двое: Антоха Ильин и Ваня Долотюк:

Источник: vk.com
Источник: vk.com

Антон за барабанами был самым первым из коллектива, кто начал играть с Пашей, ещё даже до основания группы - просто на кахоне и конгах. По факту он всегда оставался главным ветераном группы, если не брать самого Ямайского. А Ваня был его другом, которого он привёл в коллектив, так как сам Антон пересел за барабаны, и опять стала нужна перкуссия, а также бэк-вокалист, точнее, "подкрикивальщик". Никто даже не предполагал тогда особо, что в ближайшем будущем роль Вани будет состоять совсем в другом (об этом в следующей главе). И каков же был мой шок, когда я узнал в Ване старого знакомого, с которым в течение нескольких лет вместе занимался в школьные времена в секции акробатического рок-н-ролла. Последнее такое совпадение дало мне понять, что это был знак: я сделал правильный выбор.

1999 г. Секция акробатического рок-н-ролла. Показательные выступления в клубе. Мне 13 лет. Я в третьей справа паре. Крайний мальчик справа - Ваня.
1999 г. Секция акробатического рок-н-ролла. Показательные выступления в клубе. Мне 13 лет. Я в третьей справа паре. Крайний мальчик справа - Ваня.

По факту Ваня был не просто перкуссионист. Внутри него сидели задатки шоу-мена, ибо сам он был выходцем из одного любительского театра. На концертах он пока просто поддерживал какие-то общие шоу-номера вместе с Пашей.

На первой репетиции я был ещё от одного шока: уходивший басист Саша, с которым они дорепетировали первые несколько песен программы для выступления на 1/4 финала фестиваля, был настолько крут и профессионален, так лупил слэпом, что я вообще не мог понять, зачем меня взяли... Но потом мы начали репетировать ска-шансон-песню "Городок", единственную, которую я должен был сыграть в придуманном нами шоу-моменте на выступлении, я вдруг начал себя заново открывать. Компенсация пока плохого владения инструментом нашлась в другом: я вдруг вспомнил, что глубоко внутри меня сидел актёр, шоу-мен, который когда-то не вылезал со сцены в школе, со сцены в студклубе Университета. Где я был раньше? Я, настоящий?! И тогда из меня просто попёрло: на репетиции я сходу влился в общий позитивный шоу-настрой группы, мы начали придумывать сценические движения, танцы и прочее... В общем, я сразу понял, что НАШЁЛ СЕБЯ. Мне не нужно было стоять скованным с басом на сцене и выжимать из себя с напряжённым лицом что-то. Мне нужно было просто РАССЛАБИТЬСЯ и получать удовольствие от жизни!

Конечно же на концерте очень забавно и нелепо выглядел этот момент: будто басист на самом деле уходил, а я, простой парень из зала, сходу сыграл песню - смех, да и только. Однако финал вышел на самом деле финалом: после профи-басиста, аккуратно лупившего на инструменте в течение концерта, выпрыгнул какой-то весельчак в котелке и стал себя вести, как басист Газманова: извлекать примитивные партии из баса и приплясывать вместе с остальными участниками группы. Конечно, мне далеко ещё тогда было до акробатики басиста Газманова, но я понял, в каком направлении надо двигаться.

Новый музыкальный мир

Источник: vk,com
Источник: vk,com

1/4 финала Emergenza мы выиграли и прошли без проблем в 1/2 финала. За кулисами я тогда открыл совершенно неизведанный мир питерского андеграунда, завязанного вокруг этого фестиваля. Emergenza - независимый международный рок-фестиваль для молодых групп, штаб-квартира которого располагается... в Италии! Вроде бы вообще не рок-стране. Сначала проходят конкурсы в отдельных городах. В Питерском случае: 4 четвертьфинала, потом 2 полуфинала и городской финал. А потом - финал страны. В случае России финал был более расширенный: из города три группы могли попасть сразу на финал стран бывшего СНГ. Из этого финала одна группа ехала уже на общеевропейский финал в Германию - на их знаменитый фестиваль Taubertal. Понятно, что итальянцы не стали у себя финал делать. Ибо никогда не ассоциировались с рок-страной. Другое дело - Германия!

Отбор победителей после выступления осуществлялся путём голосования - поднятия рук публики, которые считали после выступления ведущие. С одной стороны, могло бы показаться, что кто больше людей привёл на выступление, тот и победил. Но практика показывала другое: голосовать можно было и не раз, а за любую группу, и чем круче ты выступил, тем больше шансов, что за тебя ещё и фанаты других групп поднимут руки.

Организаторами питерского отделения феста были участники группы "Скворцы Степанова", о которой я рассказывал в прошлой главе. В некотором роде вся эта питерская рок-андеграундная тусовка из кучи команд вращалась вокруг этой группы и вокруг фестиваля, о которых я ещё не раз упомяну. Сами "Скворцы Степанова" до этого разок выигрывали Emergenza от стран СНГ и ездили в Германию. После чего их и привлекли к организации этого дела в Питере. Короче, группа стала достаточно трендовой в определённых кругах, потому что умело "сконструировала" точный звук, точные построения мелодий, точные тематики песен и точный имидж, который "пипл хавал", как говорится. Ну и, само собой, большой плюс их популярности состоял в мегапозитивности песен и шоуменстве впротивовес грузному и тягостному русскому року в 90% случаев. Многие вокруг ориентировались именно на них в плане этого позитива. Ориентировались в чём-то и Ямайский с Островитянами, которые усиленно задружились со Скворцами... Только я не ориентировался. Мне до упора не нравилось их творчество и клоунада.

Но меня всё равно затянуло в тот мир и ту тусовку. И я там "пропал"...

Освоение новой роли и первые вершины

2011 г. выступление на канале 100-ТВ в прямом эфире. Источник: vk.com
2011 г. выступление на канале 100-ТВ в прямом эфире. Источник: vk.com

Буквально сразу после этих событий нас позвали выступать... по телевизору! Понятно, что не на центральный канал, а на наш, местный, 100-ТВ. На предновогодний их благотворительный марафон "Поради ребёнку праздник", куда в студию мог зайти любой человек с улицы и оставить какой-то подарок от себя детям из детдомов. Участвовать в таком мероприятии было прям трогательно. Помимо нас, там даже какие-то известные исполнители играли. Группа "Дискомафия" точно перед нами там пела, помню отлично. Правда, было 2 нюанса. Во-первых, мы были хэдлайнерами и завершали передачу, то есть, играли около 2-х ночи: между субботой и воскресеньем, когда вряд ли кто вообще нас по телеку мог увидеть. А во-вторых, я всё ещё знал всего одну песню из репертуара группы! У нас было время на 2 песни. Поэтому экстренным образом мы отрепетировали регги-версию "В лесу родилась ёлочка". И вот что вышло. Можно сказать, это было первый мой выход в "большой" свет, если честно, совершенно нелепый и туповатый. Пытаясь соответствовать общему "оранжевому" Ямайскому имиджу, я разрядился, как полный клоун и делал совершенно идиотские выражения лица. Зачем я тогда надел ту австралийскую шляпу со свисающими пробками для того, чтобы отгонять мух и комаров, вообще не понимаю... В довершение всего в кадр крупным планом попадала моя корявая постановка правой руки при игре на басу. Надеюсь, профессиональные музыканты в ту ночь уже спали после пары бутылок крепкого и меня не видели в 2 ночи по телевизору. Короче, после этого я малость пересмотрел своё поведение и имидж. Всё нужно было корректировать.

После этого позора я немного "приутих", стал одеваться попроще, двигаться и кривляться меньше и больше обращать внимание на собственно улучшение игры на инструменте.... ну, и чем-то походить на сцене на Фиделя Кастро (короче, "Куба" вместо Ямайки):

Фото: Юлия Калачевская. Источник: vk.com
Фото: Юлия Калачевская. Источник: vk.com

Мы активно занялись репетициями и обновлением репертуара группы и шоу "сибирского регги", непосредственно я в ускоренном режиме начал изучать этот репертуар, ибо у группы уже был график мероприятий. Они шли буквально одно за другим: какие-то фестивали, конкурсы, я все названия уже даже и не припомню.

К слову о "кубинском" имидже. Песня "Куба" тоже была в репертуаре.

Начало 2012 года застало группу в очередных мероприятиях, два из которых были первыми такими значимыми для меня. Во-первых, это поездка в Москву на выступление местного отделения фестиваля Emergenza в качестве гостей.

Ну, а второе мероприятие - акустический формат трио (ездили без Вани) в качестве хэдлайнеров... на концерте уже мало, кому нужного Найка Борзова. Единственное, приятная была атмосфера и обстановка: клубешник в Петродворце. Такая уютная околопитерская провинциальная атмосфера.

Надо было что-то менять

Источник: vk.com
Источник: vk.com

Но чем лучше мероприятия попадались на нашем пути, тем больше казалось, что у нас всё равно какая-то недогруппа. Во-первых, совершенно плоский звук, потому что не было никакого сопровождающего солирующего инструмента (клавишник за деньги появлялся только на самых ответственных питерских мероприятиях), а все как бы элементы шоу при всём позитиве лично сейчас смотрятся не очень законченно и местами топорно. С имиджем "сибирского регги" надо было точно что-то делать. К слову, по факту единственная песня Островитян, связанная с политикой. Тогда, кажется, особо ещё не боялись её упоминать:

Я сейчас тут не размещаю, правда, козырные наши песни, потому что они в будущем приобретут более красочный облик и станут истинными бомбами на живых выступлениях. И слишком раннее их преставление сложит о себе плохое впечатление.

Да и вообще, самое главное: из нас никто не умел вообще нормально играть и владеть инструментами! Паша всё ещё играл "по-бардовски" на электрогитаре и знал по сути одно соло, основанное на рок-н-рольном упражнении. Антон за барабанами сидел, считай, меньше года. А я как не умел толком играть, так и тогда не умел. После какого-то концерта, помню, подошёл ко мне певец и басист "Скворцов Степанова" и начал давать дружеские советы для начала по совершенствовании техники. Меня это, конечно, покорёбило, но я сам-то конечно знал, что, возможно, уже пора бы начать совершенствоваться!

А мы, получается, компенсировали своё неумение играть на сцене разными кривляниями и совершенно непроработанными элементами шоу. Ну и всё больше начинали понимать, что Ваня, тоже особо не умеющий играть на перкуссии, вообще не на своём месте: эти барабанчики полностью сковывали его, а когда он просто прыгал и подпевал, то очень даже неплохо отвлекал публику от нашего непрофессионализма. В общем, вывод был один: нам точно нужен был постоянный солирующий инструмент (Паша всё ещё лелеял мысль, что в группе вновь будет баян), Ване точно нужно было слезать со своей перкуссии и больше прыгать перед микрофоном и подпевать, а нам всем точно нужно было и учиться играть, и делать более чёткими элементы шоу под каждую песню. В общем, нужно было ЗАНЯТЬСЯ СОБОЙ конкретно. Самое главное, потому что впереди был полуфинал фестиваля Emergenza: там нельзя было не то, что опозориться, там нужно было уже выглядеть более презентабельно.

Меня ещё малость напрягал факт, что вокруг все мои старые знакомые были кто в шоке, а кто в угаре: парень, ты вообще куда вписался? Что это за группа? Что это за дурдом и идиотизм? Но я не спешил никому отвечать на это. Я не ошибся в выборе. Сейчас это уже 100% понятно. А тогда просто чувствовал. Ибо впереди было капитальное преображение группы, после чего на нас наконец-то посмотрели иначе, а многие закрыли рот в плане "какого-то идиотизма". Конечно, остались и "хэйтеры", но одно точно: больше никого равнодушными мы не оставили. Нас стали либо воспринимать на ура, либо ненавидеть.

Источник: vk.com
Источник: vk.com

P.S.: Помню, впервые в контакте в группе какого-то мероприятия какой-то недокритик расписал "разгромную" статью про нас. Паша почему-то был до упора уверен, что мы очень круты. И думал, что якобы так все считают. Оказалось, когда мы малость вылезли за пределы нашей музыкальной тусовки, где нас любили, там не все могли нас воспринимать. Я-то это, конечно, понимал, потому что постоянно негативные отзывы от знакомых получал, и просто улыбнулся. А вот Паша Ямайский долго отходил, ему стоило невероятных усилий впервые в жизни признать факт, что не все будут довольны группой и пора начинать привыкать к негативу. На самом деле все же знают главный закон популярности: главное - не равнодушие! Чёрный пиар - тоже пиар!

ЗАПИСКИ О ТВОРЧЕСТВЕ. ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. ОТ ТЬМЫ ДО СВЕТА (1985-2002)

2. СВЕТ В НАЧАЛЕ ТУННЕЛЯ (2002-2006)

3. ПОТЕРЯВШИЙСЯ (2005)

4. EUGENE AXE. ЗАПЕРТЫЙ (2005-2007)

5. ЧТО УГОДНО, ТОЛЬКО НЕ МУЗЫКА. КИНО И СОЦСЕТИ (2007-2008)

6. RUNWAY. В НАЧАЛЕ ВЗЛЁТНОЙ ПОЛОСЫ. РЕТРО-ХАРД-РОК (2008)

7. RUNWAY. ОТ ХАРД-РОКА К ХЭВИ-МЕТАЛУ (2008-2009)

8. RUNWAY. ОТ ХЭВИ-МЕТАЛА К ЭКСПЕРИМЕНТАМ. "ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА" (2009-2010)

9. НА РАСПУТЬЕ. НЕМНОГО БРИТ-ПОПА И РУССКОГО РОКА (2011)

10. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. СИБИРСКОЕ РЕГГИ (2011-2012)

11. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПРОРЫВ. ЧАСТЬ 1 (2012)

12. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПРОРЫВ. ЧАСТЬ 2 (2012)

13. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПЕРВЫЙ АЛЬБОМ И НАШЕ РАДИО (2013)

14. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ОБЩЕРОССИЙСКИЙ УРОВЕНЬ (2014)

15. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ (2015)

16. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. КРИЗИС (2015)

17. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. НОВОЕ "ЛИЦО" (2015)

18. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПЯТЬ ЛЕТ. СТАБИЛЬНОСТЬ (2016)

19. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕ "ОСТРОВА" (2015-2016)

20. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ВТОРОЙ АЛЬБОМ И ОКОНЧАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2017)

21. ПОПЫТКИ МУЗЫКАЛЬНОГО БЛОГЕРСТВА И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (2017-2021)

22. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ СНОВА В ДЕЛЕ (2020-2022)

23. КАК ПЕРЕВЕРНУТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ В 37 ЛЕТ И НАЧАТЬ ЕЁ С СЧАСТЛИВОГО НУЛЯ (2022-2023)

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.