29 октября в городе Кириши состоялось необычное событие. Его посетили представители армянских общин и организаций из многих городов нашей страны. Встреча была посвящена освящению хачкара (армянского крест-камня), расположенного рядом с часовней святителя Николая на территории больничного комплекса. Хачкар был установлен в знак многовековой дружбы российского и армянского народов.
На церемонии освящения присутствовали глава муниципального образования Киришский муниципальный район Константин Алексеевич Тимофеев, представители администрации Ленобласти, Дома дружбы Ленинградской области, священнослужители Русской и Армянской церквей, гости из разных городов. Чин освящения хачкара совершили настоятель армянской церкви Святой Екатерины Санкт-Петербурга иерей Ефрем Заргарян и иерей Гевонд Темкин при участии протоиерея Николая Муравлева, благочинного храмов Киришского благочиннического округа Тихвинской епархии.
Приятным сюрпризом для музейных работников стало то, что гости, посетив в этот день Киришский историко-краеведческий музей, вручили его сотрудникам цветную репродукцию известной картины «Ахалцихское сражение 1828 года», написанной в 1939 г. польским художником Януарием Суходольским. В этом сражении 9 августа 1828 года в ходе русско-турецкой войны (1828-1829 гг.) участвовал наш земляк Петр Александрович Бестужев, и был ранен в правую руку. Об этом он писал в письмах к родным.
Как известно киришанам, четверо братьев Бестужевых приняли участие в восстании против царского самодержавия 14 декабря 1825 года. Петр был самым младшим из декабристов братьев Бестужевых (родился в 1803 году). Петр Бестужев увлекался чтением, любил произведения Пушкина, Грибоедова, Фонвизина, Радищева. Брат Михаил так отзывался о нем: «Пётр был нрава кроткого, флегматичного и любивший до страсти чтение сурьезных сочинений; постоянно молчаливый, был красноречив, когда удавалось его расшевелить, и тогда он говорил сжато, красно и логично».
С 9 до 17 лет воспитывался в Морском кадетском корпусе, из которого был выпущен офицером (мичманом) 23 февраля 1820 года. Петр был членом «Северного общества», в которое вступил позже трех старших братьев, стремившихся сохранить его как будущую опору для овдовевшей матери. За день до восстания Петр уехал в Кронштадт, но вскоре вернулся, чтобы в назначенный час явиться на Сенатскую площадь. Позже он писал, что не мог лишить себя завидной участи разделить опасность этого славного предприятия.
Следуя инструкциям Кондратия Рылеева и брата Александра, Петр призвал матросов отказаться от присяги и выйти на Сенатскую площадь. Затем поддерживал связь между восставшим Московским полком и гвардейским морским экипажем. Декабрист Дивов вспоминал о событиях того дня: «…когда экипаж отказался от присяги и стоял на дворе казарм в ожидании ротных командиров, позванных к бригадному генералу, то явился мичман Бестужев и, побежав к 3-й роте, закричал: «Ребята, что вы стоите? Слышите стрельбу? Это ваших бьют».
15 декабря мичман 27-го флотского экипажа, адъютант командира Кронштадтского порта и военного губернатора Кронштадта вице-адмирала Ф. В. Моллера Петр Бестужев был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В 1826 году, по приговору Верховного уголовного суда он был осужден по одиннадцатому разряду, разжалован из мичманов в рядовые и указом императора Николая I был назначен в полевые полки Кавказского корпуса (приговорен «к лишению чинов и написанию в рядовые до выслуги»). Сначала служил в Кизильском гарнизонном батальоне. В феврале 1827 годы был переведён в Ширванский пехотный полк. В 1826—1828 годах Петр Александрович участвовал в русско-персидской войне. Весной 1828 года произведен в унтер-офицеры. Во время службы он участвовал в издании рукописной гарнизонной газеты «Ахалцихский Меркурий», в которой описывались военные походы, быт их участников и местный колорит.
В письме к писателю Фаддею Венедиктовичу Булгарину доведенный до отчаяния Петр Александрович писал о тяжелой солдатской службе, незаслуженных унижениях и оскорблениях со стороны низшего начальства; отсутствии людей, с кем можно было бы перекинуться словом; отсутствии книг, без которых трудно было существовать. Его рассудок «жаждал и грустил без пищи умственной».
Ранения и тяжелая служба не прошли для Петра Бестужева бесследно. Он заболел тяжелой душевной болезнью, был отправлен в отставку на попечение матери «в уважение полученной им раны в персидскую войну, расстроенного здоровья и хорошего поведения, отдан был матери на попечение, с запрещением ему выезда в обе столицы и учреждении над ним присмотра». С 1832 года Петр жил в усадьбе матери Прасковьи Михайловны в Сольцах. В 1840 году многочисленные просьбы родственников были услышаны и Петра Александровича разрешили поместить в больницу «Всех скорбящих». Вскоре (не прошло и месяца) он скончался от изнурительной лихорадки и был погребен на Тентелевском кладбище при церкви св. Митрофания.
Как удивительно пересекаются события, судьбы и времена в истории нашей страны. Сотрудников Киришского историко-краеведческого музея обрадовали благодарные, добрые слова армянских гостей в адрес Петра Александровича Бестужева, сказанные о нем, как об одном из защитников армянского народа.
К слову, картина польского художника-баталиста, изобразившего одно из ключевых сражений русско-турецкой войны 1828-1829 гг., не осталась незамеченной в России. В год ее написания по Высочайшему повелению императора Николая I Януарий Суходольский был принят в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.
Ершова Ольга Васильевна,
младший научный сотрудник Киришского историко-краеведческого музея