(хутор Раздоры, городской округ города Михайловка, Волгоградская область)
В станицах, расположенных по реке Медведице, граждане больше всего жалуются на майские лагерные сборы служилых казаков. Эти сборы обходятся каждому казаку не менее 50 рублей деньгами, а что теряют многие по хозяйству, того и исчислить нельзя. По крайнему недостатку здесь между казаками рабочей силы (волов и лошадей), установилось между ними обыкновение отдавать паевую землю крестьянам окружных поселений пахать. Многие из не имеющих рабочего скота зарабатывают себе распашку части своего пая, поступая к имеющим скот казакам и крестьянам в работники. Таким образом, все эти бедняки с осени, с великой заботой и старательностью, заготавливают к посеву весной распаханные земли, но когда подходит весна и им заблаговременно, ещё за месяц и более до майского лагеря, начинают напоминать о необходимости готовиться к выступлению в поход на сбор, большинству из них приходится так круто, что они не только продают последнюю иногда овцу или свинью, но и самую ценную кормилицу свою, распаханную землю, и всё это для того только, чтобы явиться исправным в майский лагерь и провести там месяц самого драгоценного для хозяйства времени, часто в полном бездействии.
- Нас заставляют в майский лагерный сбор, - говорят казаки,- повторить то, что мы знаем, как свои пять пальцев, и чего не можем забыть никогда и, между тем, каждому отправляющемуся в лагерь приходится запасаться всем нужным для себя, а также фуражом для лошади, ибо войсковые попасы при лагерях в мае месяце почти всегда бывают в таком состоянии, что у многих лошади приходят в совершенную негодность.
Раздорская на Медведице станица – одна из особенно сильно претерпевающих от майских лагерных сборов. В этой станице в последнее время почти не существует общественных сенокосов, всегда ощущается недостаток в корме для скота, почему все роды домашних животных имеются в крайне ограниченном числе и заметно год-от-года убывают.
В 1873 году здесь было
972 двора,
жителей 2 708 душ мужского пола и 3 023 женского,
лошадей 1 778,
рогатого скота 9 321 голова
овец 17 833;
в настоящее же время состоит:
дворов 1207,
жителей 4 402 мужского пола и 4 319 женского,
лошадей 1 716,
рогатого скота 9 066,
овец 8 880,
верблюдов и свиней 260.
Землю начали делить граждане с 1876 года, и теперь, с 1896 года они разделены уже в третий раз на 10 лет. Земля давалась каждому паевому двумя наделами и в двух местах: первый надел при поселениях в количестве 10 десятин пахотной земли и 3 десятин под попас скота, а второй надел – за 35-40 вёрст от поселений, в количестве четырёх десятин на пай, так что каждый паевой получил по 14 десятин пахотной земли и по 3 десятины попасной. Но при разделе земли гражданами была допущена громадная, разорительная для многих ошибка.
Обыкновенно в станицах раздел производится так, что вся удобная и неудобная земля, подлежащая разделу, режется сначала на полосы продольными по всему юрту бороздами, а затем землемер и доверенные, по одному или по два с каждого поселения, идут по полосам и делят их на клетки, полагая в каждую клетку 5, 10, 20 или более десятин (как установлено бывает приговором собора), причём доверенные внимательно всматриваются в свойство земли и делают строжайшую оценку её достоинств. Если земля в полосе вполне удобная, то клетка и делается именно только в 5, 10 десятин, как установлено; если же она среднеудобная, то её полагают в клетку вдвое более, а совсем неудобную землю и вовсе не считают, так что она идёт при удобной и среднеудобной земле даром. Делается это вполне беспристрастно, потому что доверенные не знают, кому (какому хутору и кому из граждан лично) достанутся известные клетки. Далее, когда полосы таким образом набиты на клетки, доверенные по разделу берут список паевых и, идучи по клеткам, по жребию назначают, кому из граждан в каких клетках иметь свой пай.
Раздорцы в 1896 году при разметке паёв поступили не так. Доверенные их не делили полосы на клетки и не уравнивали достоинство земли, а, разрезав юрт на полосы, шли по последним и по жребию отрезали паи сряду, не входя в разбирательство достоинств земли. Если хозяин пая был налицо и замечал, что ему даётся неудобная земля, то выражал протест и ему делалась иногда надбавка земли: большей же частью споры не приводили ни к чему. Таким путём совершено было в станице много несправедливостей. Из 2 399 паевых, между которыми делились земли, до 500 есть таких, которые получили себе на пай одну совершенно неудобную землю: глину, песок, солонец, почему и бросили её и не сдают даже в аренду по негодности её к какой бы то ни было эксплуатации.
В аренде казачий пай ходит по цене от 8 до 14 рублей в год. Некоторые наняли паи на весь срок раздела, но арендаторы в последнее время отказались от аренды.
Сенокосов в станице почти нет. При разделе каждому паевому достаётся в пай место в одну сажень шириной и в 100 саженей длиной, на котором накашивается две-три копны. Лошадей кормят сечкой из соломы, смешанной с ржаной мукой; овец многие хозяева вовсе переводят, так как сена для корма им нет возможности иметь, а при кормлении соломой у многих выходит то, что хозяин, пробившись с животными всю зиму, к весне убивает большую часть их.
К 1 января 1898 года станичное общество считало за беднейшими из граждан задолженностей за справку к службе 6 394 рубля 80 копеек, да в настоящем году справлено на станичный счёт 34 человека, на что израсходовано 2 234 рубля. Из станицы командировалось в полки в 1894 году – 30 человек, в 1895 – 28, в 1896 -24, в 1897 – 40 и в 1898 – 34.
Иван Тимощенков
газета «Приазовский край» № 299 от 12 ноября 1898 года.
Навигатор ← По округам донской области