Эта статья открывает цикл статей о пророках Ветхого Завета, в частности, о "великих" пророках и начнем непосредственно с Книги пророка Исаии.
Следует отметить, что в канон Священного Писания Ветхого Завета входят Книги четырех "великих" пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила.
Они названы так потому, что их пророчества относящиеся к основным историческим этапам земной жизни Спасителя, по ясности и точности откровения, по содержанию домостроительства нашего спасения совершённого Сыном Божиим, отличаются от пророчеств "малых" пророков.
"Малых" пророков — двенадцать и число пророческих Книг в Библии, тоже, соответственно, двенадцать.
Есть Книги, которые содержат 3 - 4 главы, то есть — это весьма маленькие книжечки. Но влияние этих пророков на судьбы древнего Израиля и других народов нельзя недооценивать.
Их пророчества обычно касались отдельных моментов жизни Господа Иисуса Христа и некоторых характерных признаков Его служения.
И часто сама проповедь отдельных пророков была для них не делом всей жизни, а явлением случайным и неожиданным.
Так, пророку Ионе Бог повелел призвать к покаянию жителей города Ниневии, а когда он выполнил свою миссию, то и служение его на этом закончилось.
Но важен мессианский аспект его призвания. Его предназначением было — прообразовать, предсказать трехдневное погребение Христа:
Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Мф 12. 39 - 40).
Но все таки события его служения не поддаются никакому сравнению со служением "великих" пророков, по этой причине он назван "малым" пророком.
Но вернемся к Книге пророка Исаии.
Кстати, святые отцы закрепили за Исаией эпитет — ветхозаветный евангелист. По времени пророческого служения (VIII в. до Р.Х.) он первый из четырех "великих" пророков.
Евангелистом его прозвали потому, что он предсказал, описал и рассказал практически о всех основных исторических фактах и обстоятельствах земной жизни Господа Иисуса Христа.
Сама его Книга наполнена духом Евангелия, даже судя по обращению к Богу:
Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: "Искупитель наш". (Ис. 63, 16).
В свете Евангелия, Бог есть Отец наш и пророк Исаия проникает глубоко в суть совершенного Христом дела домостроительства нашего спасения.
Чтобы лучше понять пророчества Исаии целесообразно прочитать небольшую главу из его Книги.
В 53-й главе, за восемь столетий до пришествия Сына Божия Иисуса Христа в мир, очень точно предсказаны главные события Его духовной судьбы и земной жизни.
Итак, Книга пророка Исаии, глава 53:
1 Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?
2 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
3 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. (Ис. 53, 1-12).
В этом пророчестве очевидны события, которые сопряжены с Крестным путем Иисуса Христа:
- Его казнили, как разбойника, вместе с разбойниками;
- Его должны были похоронить, как злодея: бросить в общую яму и закопать, а похоронили Его в гробнице богатого человека;
- Он страдал за грехи наши;
- Он молчал, когда Его истязали и пытали;
- над Ним был суд и был Он в узах;
- Он искупил всех людей;
- Он был Праведник, не грешил и не лгал, и т.д.
Все эти пророчества очевидны тем, кто внимательно читал Евангелие или был на богослужениях Страстной седмицы.
В этих богодухновенных словах, пророк Исаия передал суть совершённого Христом дела спасения и дух Его служения на земле.
Это пророчество показывает нам образ страдающего Спасителя под несколько иным углом зрения.
Ведь почти все люди о Нем имели мнение, как о человеке, которого покинул Бог.
Даже ближайшие Его ученики отреклись от Него, Все, кроме самых близких Ему людей, глумились над Ним.
В 53-ей главе своей Книги пророк Исаия говорит, конечно, не от имени Его учеников, а от лица той толпы, которая смотрела, как Его судили, истязали, распинали и как Он умирал.
В толпе многие люди думали: "если этот человек так страдает и его судят, как злодея, значит Бог оставил его потому, что он грешник."
А многие люди разочаровались и их охватило глубокое уныние потому, что поверив в Него, как в Мессию, но увидев такую позорную казнь, они испытали шок.
Тем не менее, были и такие — которые сохранили веру и остались верны Ему до конца. Это Его родные и близкие ученики, а у простых людей, их привычный мир рушился на глазах, когда они видели вызывающую презрение, бесславную смерть Человека, которого считали Праведником.
Во всяком случае, тогда никто не мог себе даже представить, что в действительности этот Человек — Сын Божий, Спаситель мира, Который добровольно, взял на Себя грехи всех людей, стал закланным за нас Агнцем, кровью Которого мы освятились и открыл путь в вечное Свое Царство.
Это все позже Дух Святой откроет апостолам и святым отцам, а они передадут эти знания нам.
Но во времена Христа были книжники, фарисеи и учителя Закона Божия, которые изучали Писания и не имели права не знать мессианские пророчества.
Тогда почему они не признали Христа?
Не потому, что они не знали Писания. Весь Закон и пророчества они знали, и даже более того, они знали различные предания старцев...
Они не захотели признать и принять такого Христа, в котором нет "ни вида, ни величия".
Поэтому Господь говорит им:
Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин. 5, 43-44).
То, что фарисеи изучали о Мессии, во что верили, надеялись и ждали, к Мессии никакого отношения не имело.
Они приняли за истину не Слово Божие, а свое воображение о Слове Божием.
Они исказили смысл и интерпретировали Писание по-своему, в частности, и пророчество Исаии.
Они возлюбили сладкую ложь, чем горькую правду. А сердце заполненное ложью не может вместить истину.
Поэтому Христос им говорит:
Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать сло́ва Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне. (Ин. 8, 43-45).
Фарисеи ждали Мессию-царя, Мессию-воина, Мессию-властелина, который свергнет римское владычество, подчинит все царства Израилю и весь мир будет у их ног.
Но пришедший Мессия не соответствовал их ожиданиям и они Его распяли, став, в конце концов, Богоубийцами.
Люди закрывшие свое сердце для Бога, не могут понять Священное Писание и смысл пророчеств.
Библейские Книги написаны Духом Святым. Как говорит апостол Павел:
Все Писание богодухновенно (2Тим. 3, 16).
И Библейская закономерность такова, что толковать пророчества Священного Писания может только Дух Святой, а значит — только те люди, которые стяжали в своем сердце благодать Святого Духа.
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.
Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".
Читайте предыдущую статью автора: Как отличить пророка от лжепророка и пророчество истинное от пророчества ложного?