Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

«Technical Ecstasy» 1976 г. – это вершина достижений Black Sabbath, мощная и непревзойденная

Альбом группы Black Sabbath «Technical Ecstasy» - это лучшее, что группа сделала за последние 50 лет. Правда, она не дотягивает по параметру «классика Блэк Саббат» до первых трех альбомов, но по мощности, чистоте звучания и музыкальным данным этот альбом можно считать эталоном в категории «тяжелый рок»

Black Sabbath "Technical Ecstasy", 1976 г.
Black Sabbath "Technical Ecstasy", 1976 г.

Когда я в 1977 году услышал альбом Black Sabbath «Technical Ecstasy», он мне очень понравился как тяжелый альбом, но не очень понравился как альбом Black Sabbath. Дело в том, что я до этого прослушал все альбомы группы, за исключением «Sabbath Bloody Sabbath» (1974 г.), который я нормально послушал гораздо позже. И эталоном музыки BS для меня были исключительно первые три альбома (1970 и 1971 гг.).

Предпоследний до тех пор «Sabotage» (1975 г.) я воспринял только автоматически, как неизбежное развитие группы. А «Vol.4» (1972 г.), кроме пары песен, мне не «зашёл» вообще (ну и на старуху бывает проруха, думал я тогда, но мне нравилось прекрасное оформление альбома м цветными фотографиями, поэтому я все же считал его тоже естественным звеном в цепи).

На видео: исполнение одной из самых крутых песен с альбома "Technical Ecstasy" на концерте в Hammersmith Odeon, Лондон, 19 июня 1978 года

Но когда я услышал «Технический Экстаз», я просто обалдел от клавишных, по обилию которых альбом мог сравниться разве что с «Genesis» того же периода. От мрачного и простого как палка саунда прежних BS не осталось и следа. И даже гитара Тони Айомми стала пиликать как-то на заднем плане, а большинство гитарных рифов мощно перекрывались клавишными. Что-то не так мне показалось в любимой моей группе. Я подумал, что в музыке начался непонятный мне переворот.

Black Sabbath "Technical Ecstasy", 1976 г. передняя и задняя стороны конверта альбома, английский выпуск
Black Sabbath "Technical Ecstasy", 1976 г. передняя и задняя стороны конверта альбома, английский выпуск

Но, к моей чести надо сказать, что «Technical Ecstasy» сам по себе мне понравился без всяких яких. Ну, если сравнивать по этому параметру другие группы, то там наблюдались те же колоссальные перемены в звучании, взять тех же Deep Purple (попробуйте сравнить альбомы 1970 и 1974 годов), или Nazareth (сравните «Рампант» и «Hair Of The Dog»). В общем, альбом пошел у меня хорошо, но конкретно группа Black Sabbath начала меня расстраивать.

Сторона 1 и сторона 2
Сторона 1 и сторона 2

Прошли годы, лет так 5 или 6, и все мои страхи забылись. BS выпустили следующий альбом, еще более экстравагантный, а потом пришел Дио, и музыка группы снова изменилась. А потом пришел Гиллан со своими воплями, а потом пришел Хьюз со своими стенаниями, а потом, а потом, а потом… В общем, по сравнению со всем, что произошло с группой потом, «Технический Экстаз» - стал для меня шедевром во всех планах.

В общем, моя нынешняя оценка альбома. Это вершина Black Sabbath. И не только в техническом плане (мощность, чистота звука и филигранность игры), но и в музыкальном – все композиции сочинены на высшем уровне, проходняка нет даже намёком, хотя исчезла мистика и загадочность, осталась одна саркастическая агрессия, перемежаемая битловской лирикой. Группа в тот год (это я узнал значительно позже) находилась на переломе, то есть подошла к необходимости выбора дальнейшей линии поведения в момент засилья панка и диско. Особорн хотел продолжать петь примитивный рок-н-ролл, а Айомми начал заворачиваться на музыкальных заворотах (простите за каламбур). И это было несовместимо.

Вкладка для пластинки с обеих сторон
Вкладка для пластинки с обеих сторон

В общем, компромисс был найден. 1975 год выдался для музыкантов сложным в финансовом плане, со сменой руководства и лейбла они потеряли много денег, и еле выползли из этого болота. Поэтому записываться поехали на курорты Майами, где все музыканты расслабились, кроме Тони Айомми, который взял всю техническую часть в свои руки и записал альбом так, как он видел его лично, без учета мнения остальных участников, которым уже было не совсем до музыки – пляжи, телки, бухло и прочее подобное.

На аудио: полный альбом "Technical Ecstasy" 1976 года, ремастированная версия - при ремастере чуть задвинули клавишные и выдвинули гитары, и теперь альбом на Genesis совсем не похож

Айомми взял себе в помощники клавишника Джеральда Вудроффа, который до этого работал над «Саботажем» (кстати, этот музыкант в 1982-1985 годах записался на трех сольных альбомах Роберта Планта, который его таланты оценил очень высоко).

Вудрофф так рьяно взялся за работу, что чуть было не превратил Black Sabbath в Genesis, но Айомми это понравилось, причем так сильно, что он сумел защитить свою работу от взбесившегося Особорна. Оззи после прослушки сведенного материала был не согласен, но поделать ничего не мог, кроме того, как взять и уйти из группы.

Правда, он потом вернулся и записал с BS очередной альбом («Never Say Die!», 1978 г.), который был еще более клавишно-экспериментальным (ну а как же – там постарался сам Дон Эйри, нынешний клавишник Deep Purple!), но Осборна это уже не волновало, потому что он по большому счету вернулся исключительно за деньгами, на которые мог бы основать свой собственный проект.

На видео: это не концертное исполнение, а фанера с официального клипа

Итак, подбиваю итоги. «Technical Ecstasy» - это самое мощное, самое восхитительное творение Black Sabbath, несмотря на то, что кроме вокала Осборна там от классического BS осталось очень мало. Но дело в том, что выпустить в 1975-м году альбом, подобный «Paranoid» или «Master Of Reality» было нереально даже для таких мастодонтов, как «Блэк Саббат». Группу просто не поняли бы, и ее ожидал бы провал. А так альбом собрал музыкантам приличную сумму денег и добавил в дискографию группы очередную крупную жемчужину.

Почему «очередную» жемчужину, а не «главный бриллиант»?

Да потому что все-таки главными бриллиантами в категории «классическе саббаты» для меня и сегодня остаются три первых альбома Black Sabbath. А «Технический Экстаз» просто ознаменовал собой вершину достижений BS на ниве рок-музыки. И по прошествии лет эта вершина выглядит всё значительней и авторитетней во всей истории рока.

ДОРОГИЕ МОИ ДРУЗЬЯ ~ ЧИТАТЕЛИ И ПОДПИСЧИКИ!

С 13 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА Ю-МАНИ НЕ ПРИНИМАЕТ ЗАРАБОТАННЫЕ НА ДЗЕН ДЕНЬГИ ОТ НЕРЕЗИДЕНТОВ РФ. PAYPAL НЕ ПРИНИМАЕТ ТОЖЕ.

ПОЭТОМУ Я ЖИВУ ТОЛЬКО С ВАШИХ ПРЯМЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ НА МОЙ КОШЕЛЕК Ю-МАНИ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ МНЕ РЕГУЛЯРНО ГОТОВИТЬ НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КАНАЛА.

ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО ЗА ПОДДЕРЖКУ!

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Black Sabbath 1970 года ~ первый хэви-металлический альбом в истории всемирной рок-музыки

«Black Sabbath» записали всего три альбома, а все остальное – это муки отсутствия творческих мук

«Perfect Strangers» 1984 г. - форменный провал Deep Purple. Но он мне всё равно нравится

«The Groundhogs» и ее фронтмен Тони Макфи – самые неизвестные лидеры блюз-рок-прогрессива 70-х