До 1912 года мир практически ничего не знал о Нефертити. Ее супруг фараон Эхнатон был египетским раскольником. Он отказался от множества богов в пользу одного — Атона. И решил перенести столицу из Фив во вновь построенный город Ахетатон (сегодня эта местность называется Амарна). Однако убедить население изменить тысячелетние традиции не получилось. После его смерти, а он правил всего 17 лет, для религиозной революции это слишком короткий срок, его столица была забыта, жрецы всячески пытались стереть память о нем и о его супруге Нефертити, и им это удалось.
Поэтому находка на раскопках в Амарне такого правдоподобного женского бюста царицы эпохи Эхнатона казалась настоящей сенсацией. Ведь египетское искусство было довольно образным. А здесь археологи увидели словно живую скульптуру, причем невероятной красоты.
«Цвета такие, как будто только что нанесли краску. Работа абсолютно исключительная. Описание бесполезно, это надо видеть»
Людвиг Борхардт
Однако это было только началом ряда историй, связанных с этим бюстом.
По-настоящему ли это скульптурный бюст реального человека или его идеализированное представление?
Сегодня Нефертити считают идеалом женской красоты. Где-то называют ее самой красивой женщиной в истории.
Для египетского искусства было характерно нереалистичное образно-каноническое изображение. Но именно в период Эхнатона вдруг эта традиция меняется. Скульпторы начинают изображать реальных людей со всеми недостатками. К примеру, скульптура самого фараона показывает, что он был некрасив, более того, некоторые исследователи подозревали, что он был болен акромегалией, настолько неестественны размеры черепа и непропорциональна его фигура. Контрастом ему выступает скульптура его супруги с идеальными гармоничными чертами лица, настолько живыми, что кажется, что бюст дышит.
Впрочем, как показали недавние исследования с помощью компьютерной томографии, скорее всего бюст все-таки приукрашен. Слой гипса скрыл первоначальную основу из известняка с несовершенным носом с горбинкой, морщинами вокруг глаз и губ. Кроме того, стало видно, как последовательно скульптор накладывал слои гипса. Видно, что он добивался идеальной симметрии и баланса, ведь такая красивая, вытянутая шея нужна, чтобы уравновесить верхнюю часть с головным убором.
Хотя, как бы то ни было, скульптура хороша сама по себе, вне зависимости от того, насколько она реально передает свою модель.
Как из-за бюста поссорились Египет с Германией
Но вернемся в 1912 год. Немецкий египтолог Людвиг Борхардт сразу понял, что нашел шедевр. Он консультировал соотечественников, помогал создавать частные и государственные коллекции египетских древностей и понимал, что многие захотят обладать такой скульптурой. А эти конкретно раскопки были профинансированы Германским восточным обществом.
По правилам того времени, все находки необходимо было показывать главному инспектору египетских древностей. В те годы эту должность занимал француз Гастон Масперо, с которым у Борхардта уже был конфликт ранее. Ему даже было запрещено на протяжении нескольких сезонов проводить раскопки. И вот теперь такая находка. Поэтому скульптурный портрет был покрыт еще одним слоем гипса. Фактически его изуродовали перед осмотром Масперо. В итоге скульптуру признали малоценной и разрешили вывезти в Германию.
Сначала она попала в коллекцию спонсора Германского восточного общества Джеймса Саймона, который спустя несколько лет подарил ее германскому кайзеру. Публике бюст Нефертити показали только в 30-х годах. Уже после Первой мировой войны. До этого держали в секрете, поскольку Людвиг Борхардт опасался осложнений с Египтом.
Так и произошло. Египет был возмущен махинацией и даже требовал вернуть ценную находку. После они предлагали уже обменять бюст Нефертити на другие предметы из своих коллекций. Эти переговоры с переменным успехом длились почти весь 20 век. В 1935 году Гитлер пытался положить конец этому спору, сказав, что Нефертити останется в Германии.
Но в послевоенное время в этот конфликт оказались вовлечены не только Египет, но и обе Германии — Восточная и Западная. Они обе претендовали на бюст Нефертити. В итоге он остался в Западном Берлине.
В начале 2000-х годов Египет провел масштабную кампанию по возвращению культурных ценностей из международных музеев. Однако, как мы знаем, бюст Нефертити по-прежнему находится в Германии.
А может Нефертити подделка?
Некоторые исследователи (в частности швейцарец Анри Стирлин) убеждены, что бюст этот — самая настоящая подделка. В первую очередь удивляет сохранность скульптуры — 3 400 лет, а ведь она из гипса. Это очень непрочный и нестойкий материал, а сохранились даже краски, что выглядит слишком невероятным.
Гипсовую скульптуру обнаружили в развалинах мастерской Тутмоса, которая находится неподалеку от реки, которая, как мы знаем, нередко разливается весьма широко. Гипс в таких условиях давно бы раскрошился. В отличие от древних гробниц, где постоянная температура, влажность, давление и пр., даже засыпанная песком скульптура бы явно не выглядела так, будто ее только вчера раскрасили.
Кроме того в мастерской были еще около 50 разных заготовок, в частности головы Нефертити из гранита. Причем, они "изъедены" ветровой эрозией.
Поэтому Анри уверен, что гипсовый разукрашенный бюст появился на основе именно этих гранитных заготовок. Мол, Людвиг Борхардт сделал фальсификацию. Потому и опасался демонстрировать предмет широкой публике, считая, что его разоблачат. Даже называют имя возможного современного "скульптора" — Герхард Маркс.
Еще одна странность — находка произошла 6 декабря 1912 года, аккурат в этот день раскопки посетил брат короля Саксонии Принц Иоганн Георг. И тут надо же - открытие века, прямо из песка вынимают такой великолепный и яркий бюст Нефертити.
Некоторые исследователи еще более радикальны в своих версиях — они считают, что раскопки Борхарда нужны были для легализации таких вот подделок вроде головы Нефертити. Якобы он опробовал созданные им краски, имитирующие древние, те, которыми расписывали стены гробниц. Кроме того, никогда прежде и никогда после не находили скульптуры с подобной технологией покрытия фактически гипсовой штукатуркой известняковой основы.
В любом случае, немецкие музеи отказываются предоставить бюст для исследований подлинности скульптуры. Никаких исследователей к нему не подпуская, делая все анализы самостоятельно.
Сейчас многие египтологи убеждены, что захоронение настоящей Нефертити скорее всего находится в одной из скрытых камер гробницы Тутанхамона, который приходился ей пасынком. Возможно тогда некоторые вопросы относительно бюста Нефертити будут раскрыты.