«Ничего особенного тут нет. Новая музыка всегда звучала в Филармонии, — сказал композитор Анатолий Королев на встрече со зрителями, прошедшей накануне концерта. — Так должно быть». С ним согласились и его коллега Настасья Хрущева, и руководитель МолОт-ансамбля Артур Зобнин. #INJECT_1# Действительно, в афише Филармонии имена современных композиторов встречаются. В этом сезоне уже состоялись петербургские премьеры Симфонии № 4 Филипа Гласса Heroes и Концерта № 3 для скрипки с оркестром «Диалог: Я и Ты» Софии Губайдулиной. 28 февраля в Большом зале впервые должно быть исполнено сочинение Анатолия Королева Verification, а на 29 марта запланирована программа «Русская музыка 2.0», объединившая произведения современных русских композиторов — лауреатов одноименного проекта (он стартовал в 2020 году, его цель — «развитие и обновление традиций отечественной композиторской школы»). Одновременно петербургская Филармония проводит и просветительскую работу — рассказывает о новой музыке, расширяет аудиторию. Вот и на встрече с Анатолием Королевым, Настасьей Хрущевой и Артуром Зобниным, организованной в преддверии концерта МолОт-ансамбля, говорили о многом. Прежде всего — о музыкальном минимализме (ибо произведения именно этого направления вошли в программу выступления ансамбля). И о том, что современная музыка в классических залах — явление более чем органичное. «Музыка минимализма напрямую наследует барочной музыке, у них во многом схожие способы воздействия, — считает композитор Настасья Хрущева. — И в этом смысле она продолжает традицию, идеально вписывается в эти залы… Мне кажется правильным сочетать в программах новую и старую музыку». Поговорив о современной музыке, сочинители сошлись на том, что объяснения, истолкования и вступительные слова — вещь опасная, способная принести как пользу, так и вред. «С одной стороны, у нас есть своя петербургская традиция слова перед концертом, — говорит Хрущева. — С другой стороны, на мой взгляд, сейчас происходит инфляция этих слов как в музыке, так и вообще в искусстве… Взаимоотношения слова с музыкой — очень сложный процесс. И чаще всего он понимается банальным образом, музыка пытается проиллюстрировать слово, тогда как в идеале слово должно вступать с ней в какое‑то отдельное взаимодействие, наподобие химического». Как такое взаимодействие создать? Очевидно, что речь идет не о том, что слушателю нужно что‑то разъяснить, предложить готовую концепцию. Скорее, о слове поэтическом, образном, равноценном музыке по силе воздействия. Или о живом разговоре, подобном тому, который случился накануне концерта МолОт-ансамбля. Измерить результат таких встреч в цифрах или количестве купленных билетов сложно. Но очевидно, что общение с композиторами сокращает дистанцию между академической музыкой и публикой. Как рассказывают в отделе по связям с общественностью Филармонии, после беседы с Королевым, Хрущевой и Зобниным в социальных сетях появились публикации о ней. А 5 февраля в Большой зал пришли больше 900 человек, что для концерта современной музыки — один из лучших результатов за последние годы.
Петербургский МолОт-ансамбль выступил в Филармонии
2 минуты
10 февраля 2023