Найти в Дзене

Гримёр Молодёжного театра Славяна Карсакова: «В театре надо быстро, качественно, крепко».

Оглавление
Гримёр Молодёжного театра Славяна Карсакова, артист Молодежного театра на Фонтанке Юрий Сташин
Гримёр Молодёжного театра Славяна Карсакова, артист Молодежного театра на Фонтанке Юрий Сташин

Гримерный цех Молодёжного — это целый мир красок, парфюмов, париков, усов и бород, где над образами артистов работают творческие люди с миллионами креативных идей, имя которым — гримеры. Кто придумывает образы к спектаклю? Могут ли артисты подготовить грим самостоятельно? Об этом и многом другом мы поговорили с гримером Славяной Карсаковой и, как и обещали, делимся интервью со зрителями.

Как пришла в профессию? Как оказалась в Молодежном театре?

Я шла к профессии очень много лет, просто перебирая и ища что-то с художественным уклоном, проще говоря, через тернии к звездам. На курсы гримёров пошла, когда мне был 31 год. Во время обучения нас приглашали на собеседования в театры и на практику в кино. На одной из практик оказалась исполняющая обязанности заведующей гримёрного цеха Молодежного театра. В разговоре с нашим преподавателем она упомянула, что в театр ищут гримёра. Я в тот момент оказалась под рукой, преподаватель указала в мою сторону: «У нас есть Славяна!» Через некоторое время я пришла знакомиться с Молодёжным и осталась.

Славяна, можешь ли ты назвать самый сложный образ, над которым приходилось работать?

Я не делю образы на сложные и простые, скорее, на интересные и рядовые. У меня самые необычные образы встречались в начале карьеры, когда всё ново. Помню, нас позвали на выступление уличных театров, и там мы делали эльфов с их большими изящными ушами, придумывали прически. Когда идея образа зажигает, понятие сложности просто отходит на второй план. Плести много косичек – вот что действительно сложно. Но у нас в Молодёжном такие прически пока не требовались.

Гримёр Молодёжного театра Славяна Карсакова, заслуженная артистка России Регина Щукина
Гримёр Молодёжного театра Славяна Карсакова, заслуженная артистка России Регина Щукина

Могут ли артисты сами готовить образ к спектаклю?

Могут, конечно! Мы «бьём по рукам» только в том случае, если артист забывает про задачи режиссера, художника, временные рамки спектакля.

Однажды в спектакль «Игра в Шекспира. Гамлет» ввели студентов, которых учили, что театральный грим должен быть настолько ярким, чтобы его было видно из зала. Отмечу, что этот спектакль идет на Малой сцене, где зритель находится максимально близко к артисту. Поэтому, когда мы увидели, как студенты прибежали на сцену со стрелками и блёстками на глазах, сердце провалилось в пятки.

В целом, мы не против, если актеры сами делают макияж к спектаклю, в таком случае мы просто находимся рядом, чтобы помочь при необходимости. Зачастую очень удобно, когда актриса делает макияж, а мы в это же время прическу. В кино, например, есть жесткие рамки, там надо повторить, как было в предыдущих кадрах, которые могли быть сняты несколько дней назад, и нет творческого задела. А в театре надо быстро, качественно и крепко. Здесь просто есть границы, за которые нельзя выходить, но внутри этих границ можно «плавать от берега к берегу».

Насколько четко режиссер обрисовывает образ героя? Или он описывает общие черты, а сам образ составляете вы?

Это зависит от спектакля. Иногда мы можем только подсказать, были ли эти макияж и прическа во времена, где происходит действие спектакля, а иногда нам говорят: «Девочки, всё в ваших руках». У самого актёра тоже могут быть интересные идеи, он же выстраивает героя несколько месяцев, понимает его характер, формирует свою картинку, как должен выглядеть его персонаж. В театре выражение характера через образ даже важнее, чем соответствие этого образа эпохе.
Иногда на проекты зовут художников, которые приходят с целой папкой эскизов и подробным описанием того, какой образ нужен.

-3

Может ли гримером работать человек, который не умеет рисовать?

Никто не идёт в эту профессию, совсем не умея рисовать. В нашей работе нужно уметь держать в руках кисточки и расчески, необходимо быть готовым к саморазвитию и самостоятельному поиску информации. Гримёр – это творческий человек, а если ты хочешь творить, то ты в любом случае начнешь проявляться через искусство, рисование в том числе, пускай даже и не на профессиональном уровне. Не обязательно иметь художественное образование, но лишним оно не будет и поможет достичь больших успехов.

Есть ли в гримёрном цехе приметы, традиции, ритуалы?

У меня есть своя традиция: на Новый год дарить девочкам из гримёрного цеха сувениры на ёлку, связанные своими руками.