Найти в Дзене

Marillion. Fugazi. Приятное удивление

Здравствуйте. Вместе с погружением в музыку начала-середины 80-х во мне когда-то произошли тектонические сдвиги, заставившие переосмыслить отношение как к разнообразию и качеству исполняемых произведений, так и к отечественным эстраде и рок-сцене. Бесконечным камнепадом навалились группы и стили, о возможности существования которых я и не подозревал. А некоторые советские исполнители стали вызывать жалость или ехидную усмешку. Так вышло, что с британской прогрессив-рок группой Marillion я познакомился прежде, чем, например, с более ранними работами Genesis времён Гэбриела или Yes, и мой мозг не был затуманен понятиями "вторичность" или "подражание". Для меня это была совершенно уникальная музыка. До сих пор коллектив остаётся в моем сознании как нечто, сумевшее приятно удивить и ставшее важным маяком. Вопреки непреложной заповеди я сотворил себе кумира, и Marillion - одна из моих любимейших групп и сейчас. Хотя в своё оправдание скажу, что на их концерте в очереди за автографом не стоя

Здравствуйте.

Вместе с погружением в музыку начала-середины 80-х во мне когда-то произошли тектонические сдвиги, заставившие переосмыслить отношение как к разнообразию и качеству исполняемых произведений, так и к отечественным эстраде и рок-сцене. Бесконечным камнепадом навалились группы и стили, о возможности существования которых я и не подозревал. А некоторые советские исполнители стали вызывать жалость или ехидную усмешку.

Так вышло, что с британской прогрессив-рок группой Marillion я познакомился прежде, чем, например, с более ранними работами Genesis времён Гэбриела или Yes, и мой мозг не был затуманен понятиями "вторичность" или "подражание". Для меня это была совершенно уникальная музыка. До сих пор коллектив остаётся в моем сознании как нечто, сумевшее приятно удивить и ставшее важным маяком. Вопреки непреложной заповеди я сотворил себе кумира, и Marillion - одна из моих любимейших групп и сейчас. Хотя в своё оправдание скажу, что на их концерте в очереди за автографом не стоял и никогда не ворочался в постели в ожидании выхода нового альбома.

Вторая студийная пластинка Marillion, названная в честь перекочевавшего в разговорный язык военного жаргонного термина времён вьетнамской войны - Fugazi, - означающего "хреновую ситуацию", вышла 12 марта 1984 года. Альбом принёс группе золотой статус и вошёл в топ-5 альбомов в Великобритании вместе с, например, Alchemy: Dire Straits Live. Продюсером стал Ник Таубер, известный также по работе с Thin Lizzy (мою статью об этой группе можно прочитать здесь).

Начинает альбом композиция Assassing с длинным полутораминутным интро, в котором можно услышать интересные перкуссионные пассажи и восточные мотивы. Далее идёт основная тема с классной гитарой одного из основателей группы Стива Ротери и жёстким вокалом Фиша (Fish, настоящее имя - Дерек Уильям Дик). Песня была выпущена вторым синглом с альбома в мае 1984 года и добралась до 22-й строчки в сингловом чарте Великобритании.

Первым синглом с Fugazi вышла композиция Punch and Judy. Сингл достиг 29-й строчки в UK Singles Chart в феврале 1984 года. Песня - о несчастном браке. Почти как у Толстого в "Анне Карениной": "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". В изложении Marillion эта истина звучит по-бытовому:

"Кто оставил колпачок от тюбика зубной пасты?
Кто забыл спустить воду в туалете?
Оставь свои потные носки за дверью.
Не ходи по моему полированному полу, Джуди".

Группа в этом альбоме несколько отошла от классических прог-рок постулатов в сторону более прямолинейных хард-роковых линий, что ярко продемонстрировано в Punch and Judy.

Грустная баллада Jigsaw о людях-кусочках головоломки, выстроенных по её периметру, в середине увенчана красивым соло Ротери.

Первую сторону пластинки заканчивает песня Emerald Lies, неоднократно меняющая ритм. Вокал Фиша в начале песни - вкрадчивый и осторожный, как рука карманника, заползающая в пиджак доверчивого обывателя. Потом Фиш превращается в безжалостного обвинителя, крича о невинности: Innocence, innocence, innocence, innocence! Его желчь здесь напоминает мне Pink Floyd и голос Роджера Уотерса в композиции Sheep из альбома Animals.

Похоронно-трагическое начало у She Chameleon, раскачивающейся к своей середине благодаря клавишному соло, которое почему-то кажется мне похожим на соло из песни группы "Карнавал" Внезапный тупик образца 1981 года. Никаких параллелей между этими двумя классными песнями я не провожу, в то время подобных пассажей было предостаточно.

Один из центральных номеров альбома - восьми с половиной минутная Incubus, после ухода из Marillion исполняемая Фишем в его сольных выступлениях.

Да, ещё о Pink Floyd. Изначально Фиш предложил Fugazi представить как концептуальный альбом подобно флойдовской The Wall. Но один из участников Marillion, новый на тот момент ударник Джонатан Мовер сказал, что песни не объединены одной идеей и поэтому нечего говорить о концептуальности. За что был уволен Фишем. В итоге ударником стал Иэн (Ян) Мосли, являющийся и сейчас участником группы вместе со Стивом Ротери (с 1979 года), клавишником Марком Келли (с 1981 года) и басистом Питом Тревейвасом (с 1982 года).

Пластинку завершает заглавная Fugazi, бесспорное украшение творчества Marillion "фишевского" периода.

И об обложке диска. В 2012 году британский музыкальный сайт Gigwise поставил изображение с пластинки Fugazi, созданное английским художником-иллюстратором Марком Уилкинсоном, на 29 место в списке "Величайших обложек альбомов всех времён". Уилкинсон же известен также сотрудничеством с монстрами рока Judas Priest и Iron Maiden.

Когда мне хочется послушать что-то неординарное, разнообразное и обеспечивающее широкий спектр эмоций, я включаю этот альбом. Хорошая работа. До встречи.

Предлагаю обратить внимание на мой канал "Голос из закрытой коробки". В коротких постах делюсь с читателями своими мыслями об окружающих вещах и явлениях.

Читайте и слушайте на этом канале: