Здравствуйте.
Залезть на стремянку и выкрутить с неба Солнце, словно лампочку из патрона. Или проглотить, как крокодил в известной сказке Чуковского. Только на это не сподобился позариться в своих публикациях меломанишко, порой не отличающий вокалы Гилмора и Уотерса и музыку Криса Ри и Dire Straits. Так может подумать истовый любитель рока, прочитавший мои некоторые публикации, где я в этом признавался. Но зато у меня есть оправдание, как у Новосельцева из "Служебного романа": всех этих исполнителей я люблю. И слушаю с неподдельным удовольствием, не ради красного словца или фанерного авторитета. То же и с Deep Purple и их шестым студийным альбомом, вышедшим в марте 1972 года, ровно полвека назад. Не надо ходить к гадалке, чтобы выяснить, что Machine Head является одним из сильнейших альбомов в рок-музыке, ставшим наиболее успешным в истории группы. Он возглавил музыкальные чарты в десятке стран, включая родную Великобританию. Но вот что интересно: в списке "Пятисот величайших альбомов всех времён" авторитетного журнала Rolling Stone нет ни малейшего упоминания о DP в принципе, причём туда попали даже такие спорные для меня исполнители как Run-D.M.C., Джанет Джексон или Аланис Мориссетт. Не исключаю, что кто-то из Пёплов просто набил морду чересчур назойливому репортёру из этого издания, впоследствие затаившему злобу на музыкантов, или же наградил известный альманах крепким эпитетом. А может, подобно переписке Энгельса с Каутским в "Собачьем сердце", парни прилюдно бросили в печку один из выпусков, после чего группу предали анафеме. Как знать. Зато в 2002 году пластинка заняла 10-ю строчку в рейтинге "100 лучших рок-альбомов всех времён" по версии журнала Classic Rock.
Но будет вам уже с реверансами, автор. Давайте по делу. А давайте. "Мэшинхэд" впечатался в мой мозг в глубоком детстве, ведь выпущен он за год до моего рождения. Вряд ли мама баюкала меня под него, т.к. в доме слушали советскую эстраду и не высовывались. Но все эти 7 песен (именно столько их было в первоначальной версии, которую позднее дополнили ещё одной) с любой ноты вызывают прилив ностальгии вперемешку со странной гордостью: вот ведь, какой музыкой мы были осчастливлены, "не то что нынешнее племя". Хотя моя 16-ти летняя дочь в восторге от первой в альбоме и одной из самых крутейших рок-композиций, которые мне довелось слышать. Итак,
1. Highway Star.
Пластинку записали в швейцарском Монтрё всего за две недели, и в перерывах музыканты гоняли в футбол, а не пили до электричек в глазах, как наверняка думают многие. Ричи Блэкмор, Джон Лорд, Иэн Пейс, Роджер Гловер и Иэн Гиллан во время записи использовали передвижную студию The Rolling Stones, о чём есть строчка в "Дыме над водой": "With the Rolling truck Stones thing just outside making our music there". Это не единственная связь между двумя группами. И те, и другие музыканты неспроста покидали Туманный Альбион для записи пластинок 1972 года. Роллинги для работы над своим двойным LP "Exile On Main Street" отправились через Ла-Манш во Францию, а Пёплы обосновались в Швейцарии. Считаете, чтобы поглазеть на горы и луга, поесть дырявого сыра и легендарного шоколада или посетить ленинские места в Цюрихе? Нет. Ричи Блэкмор не был застенчивым парнем и объяснил всё просто: "Деньги! Только деньги. Как только вы начинаете записываться в Британии, ждите, что с минуты на минуту к вам заявятся сборщики налогов".
2. Maybe I'm A Leo. Её главный рифф сочинил Роджер Гловер после того, как услышал песню "How Do You Sleep?" Джона Леннона, и ему понравилось, что рифф не начинается с первой доли такта. Что касается моих собственных ощущений от этой песни, то она напоминает лису, крадущуюся к расположенному на краю соседней деревни курятнику. Принимая во внимание успех альбома, лисе тоже посчастливилось вернуться домой с рыльцем в пушку.
3. Pictures Of Home стартует с мощного вступления ударных и рассказывает о достопримечательностях окрестностей Монтрё.
4. Как ни странно, главным хитом на пластинке музыканты видели композицию Never Before. Именно её и было решено выпустить в качестве сингла. Который, правда, провалился, как шар в лузу после удара бильярдиста-профессионала. Гиллан позже сетовал: "Мы работали над этой вещью как проклятые, полагая, что данная композиция - самая коммерческая из всего, когда-либо созданного нами. А в результате оказалось, что более оглушительного фиаско в нашей карьере еще не было".
Вторую сторону пластинки открывает
5. Smoke on the Water, одна из главных песен Deep Purple и всего наследия эпохи хард-энд-хэви. Мне кажется, что даже самый немузыкальный житель планеты сможет голосом воспроизвести все 12 нот риффа этой композиции без тени фальши. По крайней мере, его всё равно распознают. Или по-другому: кому в нашей стране ни произнеси всего три слова "изгиб-гитары-жёлтой", он обязательно ответит, что, дескать, "здорово, что все мы здесь..." и далее по тексту. В один ряд по узнаваемости мне навскидку удалось поставить только вступление из эй-си-ди-сишной Highway to Hell.
Альбом первоначально собирались записывать в местном казино. Накануне запланированных сессий там выступал Фрэнк Заппа, и DP присутствовали на концерте. В разгар действа какой-то спец выстрелил в потолок из ракетницы, и старинное деревянное помещение запылало. В итоге сгорел огромный комплекс. Вернувшись в отель, музыканты мрачно наблюдали дым, плывший над Женевским озером, и Гиллан набросал на салфетке текст песни. Название предложил Роджер Гловер, вдобавок отметив, что оно ему приснилось.
Эту песню не гнушались исполнять и другие не менее великие музыканты.
Одним из интереснейших номеров на пластинке стала композиция
6. Lazy с её невероятными импровизациями и губной гармоникой. Вы только посмотрите, какой кайф получают от игры музыканты. Это называется "великая группа".
7. Space Truckin', классная риффовая вещь, как раз для финала. В голове - прощание английской королевы, уходящей в темноту с фирменным помахиванием рукой.
И несколько высказываний самих Deep Purple об этом альбоме.
Иэн Гиллан: "Главный альбом для меня – "Machine Head", расставивший все точки над "i". Он стал тем самым поворотным моментом. Наша группа перестала быть андеграундом. Журналисты были в истерике, не зная, что и думать. Мы шли своим неповторимым путём, следовали собственным курсом, и это повергало всех в бешенство".
Роджер Гловер: "К записи альбома мы подошли в прекрасной форме. Наша команда очень сплотилась, и то время запомнилось мне, как невероятно счастливое".
Ричи Блэкмор: "Именно так и следует записывать альбомы – быстро и качественно... Я выстраивал своё соло в "Highway Star" ноту за нотой в течение недели, прежде чем мы засели его писать. Мне хотелось, чтобы оно звучало так, словно кто-то мчится в быстрой машине на высокой скорости, и чтобы одновременно с этим в нём слышался Бах".
Так давайте же отметим пятидесятилетие альбома Machine Head, прослушав его ещё разок и вернувшись в юность, когда волосы были потемнее и почаще (а у кого-то просто - были), слово "одышка" казалось термином из фантастического романа Герберта Уэллса, а музыки было сколько хочешь: разной, отличной, профессиональной и сделанной с таким запасом энергии, который не иссякает по сей день. Лонг лив рок-н-ролл! До встречи.
О рок-альбомах на этом канале: