Найти тему
Спорт-Экспресс

«Овечкин как хоккеист - желобковый. Тонко сыграть - не про него». Мнение про суперзвезду НХЛ

Объяснял Виталий Давыдов.

Александр Овечкин. Фото USA Today Sports
Александр Овечкин. Фото USA Today Sports

Трехкратный олимпийский чемпион Виталий Давыдов в 2013 году дал большое интервью «СЭ» в рамках рубрики «Разговор по пятницам». В отрывке ниже - истории про Зинэтулу Билялетдинова и мнение про Александра Овечкина.

– Помните, как впервые увидели Зинэтулу Билялетдинова?

– Он учился в ремесленном училище то ли на токаря-лекальщика, то ли на строгальщика. Ходил в форме – темно-синяя гимнастерка, брюки, штиблеты. Параллельно тренировался в динамовской школе у Петухова. И вот однажды тот говорит: «Семеныч, есть у меня отличный пацан. Рыжий татарин. Катается неважно, но злой. Проверьте на сборах». Чернышев согласился. Мы как раз уезжали на две недели в Электросталь.

– И что?

– Через неделю Аркадий Иванович шумит: «Кого ты привел?! Гони его в шею». Я вступился за парня: «Не горячитесь, дайте ему еще недельку, чтоб освоился». Он же приехал худющий, шея тоненькая. Но на сборе подкормился, окреп – и дело пошло. Взяли его в «Динамо». Есть хоккеисты, которые вылезают на таланте. А такие, как Билялетдинов, Мишаков, Моисеев, исключительно за счет пахоты. Вкалывали с утра до вечера. Выносливые, накачанные. У того же Моисеева рука была железная. Когда здоровался, сжимал ладонь до хруста. Одному журналисту таким образом даже палец сломал.

– Кто придумал Билялетдинова называть Сашей?

– Я слышал, Саша по-татарски – то же, что Зинэтула. Чаще к нему обращались по отчеству – Хайдярыч.

– Он всегда был таким настороженным?

– Почему? Просто скромный, на разговор вытащить его сложновато. С «Динамо» уже как тренер Хайдарыч выиграл золото, однако затем начались проблемы. Никак не мог выбрать правильную дистанцию с игроками. С ними нельзя сближаться. Но и слишком отдаляться, как он в тот момент, – не вариант.

– Говорили ему об этом?

– Конечно: «Хайдарыч, не будь Наполеоном!» Это Тарасову позволялось наполеонничать, потому что мог в ЦСКА две армии хоккеистов захомутать. Получал их, как спелые яблоки. Тряхнул дерево – и подставляй корзину. Но в другом клубе этот номер бы не прошел. Уже в «Ак Барсе» Билялетдинов сделал выводы. Нашел дистанцию – и появился результат.

Зинэтула Билялетдинов (слева). Фото Алексея Иванова, архив «СЭ»
Зинэтула Билялетдинов (слева). Фото Алексея Иванова, архив «СЭ»

– Кто из игроков оказался в «Динамо» при вашем непосредственном участии?

– К примеру, Витя Козлов. 1992 год. Вызывает президент клуба Стеблин: «Почему упустили Козлова? Он у Гущина в ЦСКА уже восемь месяцев на зарплате…» И помчался я в Тольятти.

Разведал у знакомых, что родители Виктора симпатизируют «Динамо». Встретился с его отцом. Дома за чашкой чая выяснилось, что и мама болеет за «Динамо». Когда Витька вернулся, спрашиваю: «Как же так? Родители – динамовцы, а ты в ЦСКА собрался» – «Меня Гущин спровоцировал. Перчатки давал, деньги заплатил какие-то» – «Скажи честно, ты в «Динамо» играть хочешь?» – «Да!» Договорились, что с матерью вскоре приедут в Москву.

На вокзале вижу – впереди Гущин стоит. Тоже Козлова дожидается. Витя с мамой спускаются на перрон, шагают мимо него – и ко мне. Гущин ворчал: «Опять КГБ обскакало…»

– У «Динамо» в этом году юбилей – 90 лет. Чем отличается оно от остальных спортивных обществ?

– Перечислять можно долго, «Динамо» – общество с большими традициями. Но я вам скажу главное. Практически все динамовские воспитанники после завершения карьеры устроены. Здесь своих не бросают. Такого не было. И, уверен, не будет. Жаль, болельщики «Динамо» сейчас сливаются с общей массой. Прежде они были самыми справедливыми и объективными. Вы, кстати, знаете, кому «Спартак» обязан своей популярностью?

– Кому?

– Выступала команда раньше под названием «Промкооперация» и матчи проводила на стадионе в Петровском парке. Старостины выкупали целиком Восточную трибуну, раздавали билеты бесплатно и говорили: «Нам ничего не надо – кроме ваших глоток». Мы дружили с Николаем Петровичем, он сам об этом рассказывал. И теперь по статистике на десять спартаковских болельщиков приходится пять армейских и три динамовских.

– Что вам не нравится в сегодняшнем российском хоккее?

– Засилье иностранных тренеров. «Финики» приезжают – но что они нам могут дать нового, если вся их методика подготовки взята из советского хоккея?! Кому нужен такой психопат, как Сумманен? А Ржига?

– Что Ржига?

– Вылепили из него фокусника. В «Спартаке» еще что-то клеилось, а в СКА начал фокусы показывать – и нет Ржиги. Это на тех он мог орать. А на Ковальчука попробуй, покричи…

Милош Ржига. Фото Ярослава Неелова
Милош Ржига. Фото Ярослава Неелова

– За время локаута кто из легионеров вас особенно впечатлил?

– Бэкстрем. Какое у него катание! В хоккее это важнее всего. Клюшку держать – тебя научат. А нет классного катания от природы – ничего не поможет.

– Вам не показалось, что Бэкстрем интереснее Овечкина?

– Швед все чувствует на полхода вперед. Овечкин – один из лучших хоккеистов мира, но игрок «желобковый».

– Что это?

– У него есть желоб – схватил шайбу, одного оттолкнул, другого, влетел в зону, ка-а-к дал! Гол! А сыграть тонко, отдать пас – это не про Сашу. Расскажу историю. Когда-то в Новогорск пригласили гроссмейстера Бронштейна. Усадили в комнатку – а мы всей командой собрались в зале. Он играл против нас вслепую. Над ходами не думал, листал журнал. Вижу – проигрываем. Шепчу Чернышеву: «Давайте у него коня стащим?» Еще несколько ходов делаем – Бронштейн спокойно говорит: «Аркадий Иванович, поставьте коня на место». И тогда же он объяснил: «В шахматах сильнее тот, кто видит хотя бы на полхода дальше». В хоккее – то же самое.