Без преувеличения будет сказано, что Кристофер Нолан - один из лучших режиссёров последних 25 лет. Его называют современным гением, имеющим множество поклонников по всему миру, ждущих каждый новый фильм режиссёра с нетерпением. Конечно, как и у любой крупной кинозвезды, у Нолана есть и свои критики, обвиняющие его в претенциозности и в псевдоидеях в собственных работах.
Признаться, я сдержанно отношусь к Кристоферу Нолану: какие-то его фильмы я люблю, какие-то мне не особо нравятся. Но нельзя не признать, что он является феноменом современного мирового кинематографа. При этом мне интересно будет вспомнить не особо популярное кино Нолана под названием "Бессонница".
Наверно, это самый непримечательный фильм Кристофера Нолана, который, тем не менее, очень даже неплох, и мне хочется рассказать вам, почему его стоит посмотреть и больше ценить.
Рейтинг Кинопоиска - 7.4
Рейтинг IMDb - 7.2
В главных ролях: Аль Пачино, Робин Уильямс, Хилари Суэнк, Мора Тирни, Мартин Донован и др.
Режиссёр: Кристофер Нолан
Страна: США, Великобритания Жанр: Триллер, Драма, Детектив Год: 2002
Норвежская зима
Не многие знают, что фильм Кристофера Нолана "Бессонница" - на самом деле является ремейком. Да, режиссёр считался уже в начале 2000-х очень перспективным автором (особенно после успеха его "Помни" (2000 г.)), поэтому, когда ему предложили поставить крупный студийный проект с бюджетом в 46 млн долларов, то он согласился. Тем более шанс поработать вместе с Аль Пачино и Робином Уильямсом выпадает не каждому режиссёру.
Норвежский одноимённый оригинал с известным актёром Стелланом Скарсгардом вышел в 1997 году и был принят благосклонно не только у себя на родине, но и на Западе. Как всегда, американцы захотели адаптировать эту крайне интересную историю для своего зрителя, поэтому вскоре была начата работа над ремейком, вышедшем в итоге в 2002 году.
Но сначала о сюжете фильма. Опытный детектив Уилл Дормер вместе со своим напарником направлен в небольшой городок на Аляске, чтобы расследовать убийство 17-летней девушки. Но само дело осложняется для Дормера тем, что он страдает от сильной бессонницы, из-за которой иногда оказывается чуть ли не на грани сна и реальности.
Но вскоре всё становится ещё хуже, когда напарник Дормера погибает случайно (или нет) во время одного из полицейских дежурств на пустынном скалистом берегу. После этого на горизонте появляется один подозреваемый, на вид совершенно скромный человек по имени Уолтер Финч. Но это расследование только всё больше запутывается в странный клубок, вовлекающий в себя и Дормера.
Важно сразу сказать о различиях оригинала от ремейка. Норвежское кино намного более мрачное и холодное, что буквально всем телом особо ощущается во время его просмотра. Плюс к этому финал ремейка был немного видоизменён, а точнее - сделан намного зрелищнее для американского зрителя.
Кристофер Нолан сам помогал писать финальную версию сценария ремейка, и удивительно, что он не был указан его сценаристом в финальных титрах, а это довольно редкое явление в карьере режиссёра. И всё же, чем ему так приглянулся этот проект? Нолану было по нраву показать историю, более приближённую для американского зрителя, где мы бы увидели мучения, сложный внутренний мир главного героя в исполнении Аль Пачино, пытающегося раскрыть жуткое преступление, а также борясь при этом с ужасной бессонницей. Как видно, приёмы сновидений или некоторых фантазий/галлюцинаций (в сюжете либо у самих персонажей) можно впоследствии увидеть почти во всех картинах Кристофера Нолана.
Но бытует мнение, что "Бессонница"- нудное и попросту скучное кино, которое тяжело смотреть. Но это не так. Сама лента часто акцентирует внимание на развитии событий и персонажах. И важно понимать, что это совершенно нетипичный (в нашем сознании) фильм Кристофера Нолана, который всё же не подходит для отдыха вечером.
Американская картина "Бессонница" выполнена на достаточно высоком уровне, к тому же её можно спокойно назвать в какой-то мере настоящей психологической драмой, обладающей по-своему тягучей атмосферой, при этом располагающей к себе зрителя. Особо также впечатляют прекрасные виды натуральной Аляски, всегда поражающей своей величавостью, где и проходили основные съёмки этого фильма.
Что касается его сюжета, то он постепенно раскрывается перед нами, увлекая зрителя своей детективной интригой. Это кино во многом интересно смотреть, правда, ничего особо существенного жанру оно предложить не может. Данная работа, конечно, далека от идеалов настоящего триллера, но всё же в ней есть что-то самобытное. Возможно, это то, что в отличие от других фильмов Нолана "Бессонницу" смотреть намного легче. Никаких игр со временем, нелинейность сюжета, сложных головоломок или псевдонаучных идей вы здесь не увидите. Возможно, именно поэтому многие поклонники таланта режиссёра, когда решили впервые посмотреть этот фильм, были им разочарованы.
Лично меня как раз подкупает та простота, по которой снят фильм. Хотя, конечно, назвать его лёгким в плане просмотра точно нельзя. "Бессонница" всё также остаётся довольно мрачным триллером (или психологической драмой) с чётко проработанными характерами персонажей. Данный фильм действительно можно назвать хорошей, крепкой работой, правда, динамики ему всё-таки не достаёт.
У картины есть вполне добротный сценарий, холодная атмосфера и прекрасные актёрские работы. Аль Пачино в роли уставшего от работы и даже от жизни детектива очень хорош, и смотрится он в этом образе естественно. А вот Робин Уильямс предстал в этом фильме в необычном амплуа, и, если вы ещё не знаете спойлер про его персонажа, то вы счастливчик. Уильямс отыграл того предельно достоверно, и это только доказало, что он обладал широким диапазоном актёрской игры. Также Хилари Суэнк выглядела в кадре органично, хоть у её героини было и не так много экранного времени.
Теперь хочу подытожить. "Бессонница" - хороший, интригующий триллер, который я советую посмотреть любому поклоннику жанра. Да, это кино выбивается из фильмографии Кристофера Нолана, и оно не будет, наверняка, даже в первой пятерке его самых лучших работ. Но при этом и одной из худших его картин я "Бессонницу" никак не назову.
По мне, это добротный фильм для своего жанра (хоть и не шедевр), крепко удерживающий внимание зрителей и показывающий им любопытный сюжет. Даже немного жаль, что это кино часто забывают, когда говорят о фильмах Кристофера Нолана. Может быть, это чуть ли не единственная его "приземлённая" работа, которая может понравиться даже ярым ненавистникам режиссёра.
Я специально не стал говорить, что всё-таки лучше: норвежский оригинал или данный ремейк. Во время просмотра они ощущаются такими различными и в то же время в чём-то схожими. Но для меня определённо "Бессонница" Кристофера Нолана - ремейк, ставший самостоятельным, а точнее, цельным произведением.
Советую вам также посмотреть:
Большое спасибо за внимание. Подписывайтесь на мой канал и пишите своё мнение в комментариях.