Часть 6. Великий и Вечный (Окончание)
Часть 1
Читать здесь:
https://dzen.ru/media/id/63c855b62b29136bd56daca9/nepostijimyi-petr-63cd4c6f4f09cf41b38813ab
Часть 2
Читать здесь:
https://dzen.ru/media/id/63c855b62b29136bd56daca9/nepostijimyi-petr-63d271f12c4eb27fbc6c730f
Часть 3
Читать здесь:
https://dzen.ru/media/id/63c855b62b29136bd56daca9/nepostijimyi-petr-63d6c599b4049d7b6bd3a744
Часть 4
Читать здесь:
https://dzen.ru/media/id/63c855b62b29136bd56daca9/nepostijimyi-petr-63dbbf65c220b467e7d5c77e
Часть 5
Читать здесь:
https://dzen.ru/media/id/63c855b62b29136bd56daca9/63dfd4366b64ec28c0c0c071
Церковная реформа
Пётр вмешался не только в светскую и личную жизнь подданных. Он добрался до глубин человеческой души! Одной из радикальных петровских реформ стала церковная.
Испокон веков духовной жизнью прихожан занималась церковь. Допетровская церковь была независимой от государства. При этом она имела влияние почти во всех сферах жизни людей и подчиняла себе не только все слои населения, но, в какой-то мере, и высшую власть.
Церковь встала на пути петровских преобразований. Начавшиеся реформы духовенство не только не одобряло, но и пыталось им всячески препятствовать. Именно церковь распространяла в народе мнение, что Пётр является антихристом.
Для укрепления в России самодержавия Петру необходимо было «обуздать» церковную власть. И постепенно он добрался до реформирования церкви, поставив глобальную задачу – добиться ликвидации финансовой автономии церкви и встроить институт церкви в структуру государственного аппарата.
До прихода к власти Петра 1 церковь находилась под непосредственным управлением патриарха – высшего духовника русской православной церкви. Действовала она на основе принципа совместного обсуждения и решения важнейших общенациональных вопросов на Соборе – собрании народных представителей. В результате петровских реформ соборность и патриаршество были упразднены. Церковные и монастырские земли были изъяты в государственный оборот (секуляризация).
По окончании Северной войны взамен патриаршества была создана Духовная коллегия, позже переименованная в Святейший Синод. Синод, наравне с Сенатом, стал высшим органом государственного управления, подчинённым монарху. Все члены Синода назначались императором и приносили ему верноподданническую присягу.
Преобразования в сфере культуры
Веками складывались на Руси не только церковные традиции. Формировалась русская самобытная культура. Но, познакомившись ещё в детстве в Немецкой слободе под Москвой с культурой других народов, а затем, проехав по странам Европы и восхитившись достижениями европейцев, Пётр мечтает не только влиться в европейскую семью, но и дотянуться до её культурного уровня.
Начав брить бороды подчинённым и наряжать их в европейское платье, Пётр мечтал о культурном обществе! Первый горячий порыв прошёл, и Пётр задумался, что для этого нужно. Он стал проводить политику, направленную на повышение образовательного и культурного уровня населения, шаг за шагом поднимая россиян на новую ступень развития.
Наряду с прежними церковными школами, стали открываться светские учебные заведения. Был утверждён новый алфавит с упрощённым начертанием букв (старославянская азбука остались только в церкви). В России впервые появились арабские цифры, а в русский язык вошли 4,5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков
Была основана первая регулярная русская газета «Ведомости», появились переводы книг на русский язык. Благодаря прявлению повсеместно типографий, объём книг в стране увеличился. За время петровского правления книг было напечатано вдвое больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания (1312 наименований книг).
Пётр создал условия для развития в стране отечественной науки, утвердив в 1724 году устав Академии наук (открыта была в 1725 после его смерти).
При Петре Россия познакомилась с европейским искусством. Он положил начало коллекционированию живописных полотен и скульптуры. Терема и палаты сменились дворцами и особняками, построенными в соответствии с европейской модой. Дворяне стали украшать их произведениями искусства. Пётр приглашает иностранных мастеров в Россию и одновременно посылает талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу. Это позволило за довольно короткий промежуток времени воспитать у людей вкус и любовь к прекрасному.
Изменилась и культура поведения в обществе. Благодаря Петру на смену кличкам и сокращённым именам пришло полное имя с указанием отчества, которое с начала 18 столетия требовалось указывать во всех документах. А ещё по царскому указу перестали «челом бить» – падать перед царём на колени.
В приоритете всегда была работа с молодёжью. Это – будущее нового общества. При непосредственном участии Петра 1 для молодых людей был издан свод правил поведения в обществе «Юности честное зерцало» – своеобразный учебник жизни для подрастающего поколения.
В книге был опубликован новый алфавит, а также таблицы слогов, цифр и чисел, вошедшие в употребление при Петре 1. Первая часть книги содержала нормы поведения из священного писания, вторая – светские правила поведения в обществе. Заглянув в книгу, можно повеселиться рекомендациям, вроде правила использования носового платка:
«Ещё же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях.
И сия есть немалая гнусность, когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чихает, будто кричит, и тем в прибытии других людей или в церкви детей малых пугает и устрашает».
Этому за три столетия мы, вроде, научились! А над некоторыми петровскими правилами можно и призадуматься:
«Природа устроила нам токмо один рот, или уста, а уши даны два, тем показуя, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить»
«Умный человек намерения своего и воли никому не объявляет, дабы не упредил его другой, который иногда к тому ж охоту имеет»
Вмешался Пётр и в дела семейные. Он запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Именно Пётр ввёл испытательный срок для жениха и невесты – не менее 6 недель между обручением и венчанием, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга».
А ещё Пётр позаботился о развлечении подданных и обязал на уровне законодательства всё население страны принимать участие в публичных празднествах и торжествах.
С 1718 года появляются первые петровские ассамблеи. Эти праздники, пришедшие на смену пирам и застольям, представляли новую для России форму общения между людьми. Теперь в светскую жизнь включалось дамское общество. На ассамблеях дворяне беседовали о политике и искусстве, слушали музыку и танцевали. К этому времени к непонятным прежде европейским нарядам уже привыкли и научились ими щеголять. Первые ассамблеи прошли в Санкт-Петербурге, городе, появление которого в России навсегда связано с именем Петра Великого
Санкт-Петербург
Идеальным городом европейского типа в России становится новый город, основанный русским царём-реформатором на берегах Невы в ходе Северной войны. Этот новый город с первого кирпича создавался по новым правилам, продиктованным его создателем Петром 1. И, наверное, не случайно был назван именем святого Петра, хранителя ключей от рая. Санкт-Петербург должен был стать земным раем. Ну, хотя бы городом-мечтой Петра 1.
Санкт-Петербург был свободен от предрассудков и сдерживающих его развитие патриархальных традиций. Именно поэтому Пётр провозглашает его новой столицей государства, окружая себя сторонниками реформ.
На строительство Петербурга были приглашены европейские специалисты, которые мирно сосуществовали с переселенцами со всех уголков России. Для многих город стал родным, и они остались в России навсегда.
Город был не только многоязыким, но ещё и многоконфессиональным. Приехавшие в Петербург иностранцы привносили в страну элементы своей культуры. Веротерпимость и толерантность – понятия, появившиеся еще в петровское время.
В результате в Санкт-Петербурге формировалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения: уличными гуляниями, театрами, маскарадами и фейерверками – потешными огнями. Изменилось внутреннее убранство домов и уклад жизни. Появилось много бытовых предметов, о существовании которых россияне прежде не знали, а вскоре уже не могли без них обходиться.
Петербург стал благодатной почвой для проведения петровских реформ, своеобразным испытательным полигоном для новой России.
Календарная реформа и реформа престолонаследия
Завершая знакомство с реформами Петра нельзя не вспомнить ещё о двух его реформах. Они имели огромное значение для будущего страны. О них – совсем кратко.
Первая – реформа престолонаследия. До Петра порядок становления у власти никак не регулировался законом, и целиком определялся традицией: обычно царями становились старшие в правящем роду мужчины. В 1722 году Пётр I издал указ о престолонаследии, согласно которому царствующий монарх при жизни должен назначать себе преемника. Этот приказ издавался «во благо», дабы император мог выбрать «самого достойного» преемника. Круг выбора никак не ограничивался, а потому императором теоретически мог стать человек любого сословия.
Время показало, как Пётр ошибся! Он сам не сумел выбрать «достойного» и не успел назначить преемника. В результате этот петровский указ стал причиной бесконечных дворцовых переворотов в 18 веке, конец которым положил император Павел 1, вновь изменивший порядок престолонаследия.
Ну и, наконец, реформа, дошедшая до нашего времени. До Петра время в России исчислялось от Сотворения мира, а Новый год отмечался 1 сентября. Последний 7208 год, исчисленный таким способом, длился всего 4 месяца. По указу царя 1 января 1700 года наступил новый год 18 века. Теперь летосчисление в России велось как в Европе – от Рождества Христова. И все исторические даты были пересчитаны в соответствии с этим нововведением.
Заключение. Кто же он?
Великий, могучий и ужасный
Знакомство с жизнью Петра и его реформами, очень поверхностное, завершилось. И чтобы мы дальше о нём не говорили, думаю, ни для кого не осталось сомнений в грандиозности деяний и величии личности Петра. Люди, способные переделать мир по своему усмотрению, рождаются не часто. Пётр был таким великим человеком, и не признать это невозможно! Остальное – лишь рассуждения и эмоции.
И все-таки давайте немного порассуждаем. Прежде всего, о том, кем был Пётр для современников.
Пётр менял жизнь во благо людей по своему разумению. Но, какую реформу ни возьми, везде мы видим ущемление прав или усиление давления на людей разных слоёв общества. Бояр «упразднил», дворян заставил карабкаться по служебной лестнице и служить «пока хватало сил», купцов обидел, а крестьян пересчитал и всех «повязал по рукам и ногам»! Пожалуй, не было на Руси человека, в судьбу которого не вмешался бы Пётр. А если добавить сюда петровскую вспыльчивость и непоследовательность? Вроде прост и демократичен, а попробуй не исполнить его указаний в точности, в лучшем случае, дубинкой получишь, а то и головы лишишься! Боялись царя все! И всё же, в большинстве своём – боготворили! В чём же был секрет Петра?
Пётр разбудил Русь и взбудоражил. Он стал первым царём, который смело откинул церемониалы и вышел в народ: «Вот он я!» Четвёртый царь династии Романовых не походил на своих предшественников, и это вызвало огромный интерес у его подданных. С его восшествием на престол всем стало ясно – что-то будет!
Доступность русского царя, который постоянно оказывался рядом с солдатом, плотником, строителем, которого можно было увидеть своими глазами, обескураживала и вызывала интерес. А его увлечённость, воодушевление, азарт, вдохновляли. Человек с горящими глазами вёл свой народ вперёд. Перед каждым открывались новые возможности! И пусть не все могли понять, куда и зачем они идут, они ему верили!
Среди тех, кто пошёл за царём, оказалось множество сподвижников, последователей и поклонников царя. Личность его, его дела получили высокую, а подчас и преувеличенно высокую оценку этих людей.
Современники о Петре
Что же говорили о нём современники?
Токарь Андрей Константинович Нартов в своё время был замечен Петром и сделал блестящую карьеру, став выдающимся изобретателем и учёным. Он оставил немало воспоминаний о Петре и называл его «земным Богом».
Священник Феофан Прокопович, реформировавший церковь, говорил, что Пётр «всю Россию, каковая уже есть, сделал и создал» и, уйдя от мира, «дух свой оставил нам».
Дипломат Иван Неплюев восхищался: «Сей монарх отечество наше привел в сравнение с прочими, научил узнавать, что и мы люди; одним словом, на что в России не взгляни, все его началом имеет, и что бы впредь не делалось, от сего источника черпать будут».
Пётр Крекшин, один из первых биографов и историков Петра восклицал: «Отче наш, Пётр Великий! Ты нас от небытия в бытие произвел».
Но даже праведник не может быть любим всеми. Кто-то уличит его в неискренности, кто-то заскучает в его обществе. Противоречивый человек интересен и привлекателен не только для сторонников. Противники его не менее эмоциональны.
Если последователи Петра видели в ломке старого мира путь в лучшее будущее, противники цеплялись за старый мир и проклинали Петра. Среди врагов Петра были представители разных слоёв населения: церковные служащие, бояре, стрельцы, староверы. Они чернили и проклинали Петра также рьяно, как прославляли сторонники.
А самые обездоленные и бесправные тихо роптали на свою судьбу и покорно несли тяжесть усилившегося при Петре феодального гнета. Немногочисленные бунты петровского времени были жестоко подавлены, вынуждая народ к покорности.
Так что найти однозначного ответа на вопрос, «кто есть Пётр?» и каково значение его реформ у современников Петра нам не удастся.
Непрекращающиеся споры
Чем дальше образ Петра уходил в прошлое, тем более великим и значимым он становился! Историки и государственные деятели продолжили рассуждать о роли Петра в российской истории и так и не пришли к единому мнению, чем же для России стали его реформы.
Николай Карамзин писал: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России. Виною Пётр».
Другой историк Иван Болтин говорил: что Пётр заставил Россию «сделать то в несколько лет, на что потребны века» и отчего пошло «повреждение нравов».
Раздраженно критикует преобразователя княгиня Екатерина Дашкова, возмущаясь стремлением Петра заставить дворян, людей «белой кости», трудиться на равных с простолюдинами и допускать в свои ряды «чернь». Она не жалеет красок для того, чтобы обрисовать Петра как «блистательного тирана», «невежду», «честолюбца», которого только по глупости или недобросовестности можно назвать создателем могучего государства.
Представители передовой русской общественной мысли занимали иную позицию. Благодаря им, образ Петра на протяжении трёх столетий был возвеличен!
Ломоносов восклицает: «Он бог твой, бог твой был, Россия!»
По мысли Радищева, главная и великая заслуга Петра заключается в том, что он привел в движение и повел за собой вперед по пути прогресса громадную Россию.
Белинский писал о Петре: «Петр Великий есть величайшее явление не нашей только истории, но истории всего человечества; он божество, вызвавшее нас к жизни…».
Вопросы без ответов
И сегодня продолжаются споры. Три с половиной столетия не ответили на вопрос «Что есть Пётр – зло или благо?»
Куда увёл Пётр Россию? В праве ли он был приносить в жертву своим грандиозным планам целое поколение русских людей? Каким путём пошла бы Россия, не вмешайся в её судьбу Пётр? Нам не дано знать! Поэтому давайте вспомним, что история не терпит «сослагательного наклонения», оставим вопросы и будем изучать петровскую эпоху. Она откроет перед нами прошлое и будущее России
Пётр – яркая страница истории России, её переломный момент, Это гигант мысли и неутомимый двигатель, мозг эпохи, компьютер своего времени, человек – уникальный в своей гениальности. Это человек, придумавший новую Россию и попробовавший её создать!
Так что есть Пётр? С этим вопросом я вас и оставляю. Пусть «НЕПОСТИЖИМЫЙ ПЁТР» навсегда незримо будет с нами!
На этом всё!
До новых встреч!
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!