Подумав о Марсе, первое что приходит в голову- это безжизненная, радиоактивная, лишённая воздуха замороженная пустыня. И это будет не далеко от истины. Но всё же, атмосфера, хоть и сильно разреженная, там есть и она уже покорилась земной технике. Марсианский вертолет Ingenuity (Изобретательность) уже провёл свой 42! полёт. "Изобретательный вертолётик", в полной мере доказал реальность полётов в сильно разряженной атмосфере Марса, но сегодня не о нём.
6 февраля 2023 года учёные Московского авиационного института (МАИ), совместно с коллегами из Индии, сообщили, что ведут разработку проекта- беспилотного исследовательского самолёта для Марса. Так же, уже был получен гранд на данное исследование.
Учёные называют преимущества самолёта перед вертолётом: за счёт фиксированного крыла он может быть оснащён более лёгкой силовой установкой и иметь большую грузоподъёмность и дальность полёта.
На данный момент предполагается вариант самолёта "нормальной схемы", силовая установка которого будет состоять из воздушного винта и электродвигателя. А самолёт сможет осуществить "однократный", но длительный полёт продолжительностью около 8 часов и дальностью примерно 1200–1400 км. Размах крыла самолёта составит 3,2 м, а его масса — 4,3 кг. При этом беспилотник сможет взять на борт около 1 кг полезной нагрузки, а его крейсерская скорость будет не менее 42 м/с.
Также рассматривается схема конвертоплана. Способного взлетать вертикально и осуществить "несколько" полётов. Для конвертоплана могут оказаться эффективными коробчатая схема крыла и распределённая силовая установка на базе четырёх небольших винтов для создания тяги и управления. Испытания весовой модели с коробчатым крылом уже проводятся в дозвуковой аэродинамической трубе МАИ.
В настоящий момент предполагается, что спуск будет осуществляться по такой схеме: ракета подлетает к орбите Марса, капсула высвобождается из головного обтекателя на высоте примерно 500 км над поверхностью и начинает спуск. На высоте 120 км скорость капсулы составляет 21 тыс. км/ч. Капсула спускается до высоты примерно 11 км, где срабатывает система, выпускающая тормозные парашюты. Они уменьшают скорость капсулы до 60 м/с, и аппарат выскальзывает из неё в определённом положении.
Уже в конце 2024 года учёные рассчитывают испытать демонстратор в условиях, приближенных к эксплуатационным, в стратосфере, на высоте 30 километров над землёй, где плотность и давление атмосферы примерно те же, что и на поверхности Марса.
Вывод: концепты самолётов для Марсианских условий исследовались и раньше. А Ingenuity стал первопроходцем, реально осуществившим полёт на Марсе, открыв дорогу к полётам на Марсе. Будем надеяться, что и самолёты смогут покорить эту, пока что, негостеприимную планету.
Так же следует отметить, что схема конвертоплана, куда как практичнее схемы с традиционной компоновкой. Меньшая длинна разового полёта, легко нивелируется его многоразовостью. А так же будет намного практичнее, для для продолжительных исследований, таких как поиск и обследование лавовых трубок.
Кому удобнее читать нас в вк: vk.com/mar_tians
Так же подписывайтесь на ютуб канал, цель 100 подписчиков, для начала публикации новостей и там: youtube.com/mar_tians