Все же знают Беорна, да? Оборотень-медведь из "Хоббита", один из самых загадочных персонажей, и один из немногих подтверждённых вегетарианцев Средиземья. А знаете, что он появился на свет, благодаря русским былинам?
Дело было так, преподаватель английского языка, Рэймонд Уилсон Чемберс, друг и коллега Толкина, как-то занимался исследованиями всяких-разных медведей, ну, в культурном смысле, благо, следы поклонения медведям для восточной и северной Европы - дело весьма распространённое. И помимо прочих, он упомянул Ивашко-Медведко, богатыря, который был рождён от союза медведя и человеческой женщины Репки (интересно, это считается традиционными отношениями по современному законодательству?). Сюжет про "медвежьего сына" штука очень распространённая, и вариантов образа по Руси гуляло, наверно, миллион - где-то Ивашка был наполовину медведем, где-то у него только ухо было медвежье, а где-то человек, как человек, только сильный.
В общем, Толкину понравилось, и в свою сказку он ввёл персонажа по имени Медвед (ну, или точнее, "Медуэд" - Medwed). Впрочем, хотя он с уважением относился и к русским сказкам, и к русскому языку, любовью всей его жизни была скандинавская мифология, и в частности "Беовульф" (имя которого по одному из вариантов - Bee-wolf - "пчелиный волк", тоже медведь по сути). И вот в скандинавской мифологии от этого медвежьего сюжета в одну сторону отпочковался, собственно, Беовульф, а в другую - такой персонаж как Бёдвар Бьярки. Отец Бёдвара, Бьорн, не дал местной злой королеве, и в отместку та наложила на него проклятие, превратив в медведя, который только по ночам обращался обратно в человека. Идея проклятья перекочевала и в "Хоббита", правда, Толкин так толком и не записал практически ни одной мысли насчёт того, что с Беорном случилось. Упоминалось только, что это как-то связано с гоблинами, и по одному из черновиков, Беорн после Битвы Пяти Воинств и освобождения севера из-под гнёта гоблинов, должен был от него освободиться. Может, Беорн отказал какой-то гоблинской принцессе? Это, конечно, шутка, Толкин бы такое в свою историю не ввёл, но забавно думать о параллелях.
В общем, несмотря на проклятие, Бьорн познакомился с девушкой Берой, которая родила ему трёх сыновей. Но поскольку колдунья обманом заставила её съесть кусок медвежьего мяса, первый родился наполовину лосем, у второго были собачьи лапы, а вот третий - Бёдвар - выглядел вполне нормальным. Он участвовал в одной из битв короля Хрольфа. В один момент он пропал с поля боя, а на помощь войску короля пришёл медведь, который порвал всех на мелкие тряпочки. Да, прямо как в Битве Пяти Воинств. Правда, в мифе всё закончилось не так удачно - друг Бёдвара Хьялти обеспокоился его отсутствием, и пошёл его искать. Он нашёл Бёдвара "спящим" в палатке, и разбудил его - мол, чего прохлаждаешься, бой идёт. Бёдвар вернулся в бой, но могучий медведь исчез, и в итоге Хрольф потерпел поражение.
С этой легендой перекликаются истории о берсерках (собственно, Бёдвар был одним из двенадцати легендарных берсерков из личной охраны Хрольфа) - воинах, которые шли в бой, облачённые в медвежьи шкуры и отличались особой яростью. В современной лингвистике считается, что слово "берсерк" изначально происходит от слова berr - "голый", ну, потому что они ходили в бой без кольчуги с голым торсом, но в дошедших до наших дней мифах они очень прочно ассоциируются со словом bjorn - "медведь"/"воин", и раньше предполагалось, что слово "берсерк" означает "медвежья шкура", потому что бытовало поверье, что эти люди - skin-changers, способны менять шкуру. Словечко, которым Гэндальф называет Беорна (Бильбо тогда подумал, что речь идёт о подмене дорогого меха на дешёвый при изготовлении одежды).
Ну и завершить весь этот рассказ можно жилищем викингов. Типичный дом викингов - это "медовый зал", названный так из-за того, что там пили мёд, древний слабоалкогольный напиток. Длинное строение, с деревянными колоннами, в одном конце которого находился загон для животных, в другом - мастерская, посередине горел очаг, дым от которого уходил в дыру на потолке (свет поступал оттуда же), а из мебели присутствовали только скамейки да столы (мог быть ещё большой стол, который убирался на верхние стропила пока не использовался).
Вот так, например, выглядит реконструция на месте реальных археологических раскопок (всякие свечки и люстры, понятно, современные - для удобства посетителей, для викингов держать столько света было бы не по карману).
А теперь посмотрите, как нарисовал дом Беорна сам Толкин. Ну один в один же. Без шуток, если кому-то интересно, как выглядел дом викингов, можно открыть "Хоббита" и почитать описание дома Беорна, историческая точность (ну, кроме прислуживающих животных, конечно) - абсолютная. Ну или наоборот, если хотите представить себе, как выглядело жилище Беорна - погуглите, как выглядел медовый зал у викингов.