Найти в Дзене

Трофейные локомотивы. Модель электровоза Е44/№47

Давненько не делал обзоров на модели трофейных локомотивов. На этот раз поговорим о модели немецкого электровоза Е44 (она же модель советского трофейного электровоза 47 серии).

Данная модель была самой ходовой во времена СССР. Поэтому с этой модели, как правило, и начинались покатушки на модельной железной дороге, которая часто выглядела как простой круг с рельсами. Но не все знают, что у прототипа модели есть своя уникальная и очень интересная история.

Электровоз E44 — пассажирский электровоз, выпускавшийся в Германии компанией Siemens-Schuckertwerke AG в 1931-1955 годах (с перерывами).

Несколько сухих фактов

  • Е44 это не серия, а класс, в который входило 27 серий, отличавшихся между собой электрикой и механикой;
  • Прототип модели выпускался как до, так и после Второй мировой войны, а значит ранние протопопы одной серии отличаются от поздних;
  • Е44 стал первым массовым немецким электровозом, которого было сделано свыше ста экземпляров. Всего было выпущено 189 штук. Этим, возможно, и объясняется желание послевоенного СССР взять эти электровозы на репарацию.

Поскольку в класс электровозов Е44 входило множество серий, мы затронем наиболее известные и интересные из них.

Основная серия

По заданию Управления немецких государственных железных дорог (DRG) в 1931 году изготовлен первый опытный электровоз, получивший серийный номер E44-001. В 1932 году после успешного прохождения испытаний построены первые серийные электровозы Е44, поступившие в эксплуатацию на участок из Аугсбурга до Штутгарта. На этом участке эти локомотивы настолько хорошо зарекомендовали себя, что в последствии поставлялись во все депо Германии и Баварии, которые находились на электрифицированных линиях. Несколько электровозов этой серии было в депо Зальцбург (Австрия). Изначальная цветовая раскраска локомотивов имела зелёный цвет кузова.

Электровоз Е44, 1930-е годы (источник http://trainingone.ru/articles/loco-electrovoz-e44.html)
Электровоз Е44, 1930-е годы (источник http://trainingone.ru/articles/loco-electrovoz-e44.html)

На основе основной серии Е44 были разработаны специальные серии.

Серия E44,5

Бескапотный вариант Е44, созданный в 1933 гг. для линии Фрайлассинг – Берхтесгаден с крутыми поворотами и особыми требованиями для прохождения поездов. Всего было построено 9 штук. Все они возили туристов на дачу фюрера в Оберзальцберг. Там же находился и чайный дом Кёльштайнхаус, известный после войны как Орлиное Гнездо.

Электровоз серии Е44,5 (источник https://mavink.com/explore/DRG-Class-E-44)
Электровоз серии Е44,5 (источник https://mavink.com/explore/DRG-Class-E-44)

Окраска электровозов была аналогичной основной серии.

Серия Е244

Изначально электровозы класса Е44 были рассчитаны для работы на переменном токе пониженной частоты 16⅔ Гц, напряжением 15 кВ. В 1936 году Управление немецких государственных железных дорог для испытательных целей электрифицировала линию в Шварцвальде на напряжение 20  кВ, 50 Гц. На эту линию в 1936 году в эксплуатацию поступило четыре электровоза, разработанных на базе основной серии Е44. Впоследствии им был присвоена серия номер E244. Достоверны известны номера этих электровозов это Е244-01, Е244-11, Е244-21 и Е244-22. В 1960 году электроснабжение на экспериментальной линии было переключено на обычные 15 кВ с частотой 16⅔ Гц. По этой причине электровоз Е244-01 был списан, Е244-22 попал в музей, а последние два электровоза этой серии были переделаны в Е44, о чём будет написано ниже. Внешне электровозы Е44 и Е244 не отличались.

Серия Е44 - KEL 1 (что означает Kriegsellok 1 — серию военных локомотивов)

Начиная с конца 30-х годов и до 1945 года включительно, начиная с электровоза за номером E44-151, вместо медных комплектующих стали применять алюминиевые. Связано это было с тем, что из-за экономической блокады для изготовления применялись материалы, которые имелись на то время в Третьем Рейхе. Электровозы, построенные в это время назывались "локомотивы военного времени" и окрашивались в тёмно-зеленый цвет. С 12 июня 1942 года кузова строившихся электровозов стали окрашивать серый цвет. А с ноября 1942 года для окраски кузова применяли еще более темный черно-серый оттенок. Во время Второй мировой войны электровозы Е44- KEL 1 были задействованы в основном для перевозки живой силы и техники вермахта, а также для грузоперевозок. Подавляющее большинство электровозов этой серии было повреждено в результате боевых действий до степени списания.

Послевоенные западногерманские Е44

Электровоз под номером Е44-175, вышедший из заводских ворот 9 марта 1945 года, стал последним локомотивом класса E44, построенным до окончания войны. После этого строительство электровозов Е44 на время прекратилось и было возобновлено в 1950 году в Западной Германии ввиду того, что в оккупированной Германии тогда было запрещено разрабатывать принципиально новые локомотивы. Е44, построенные в этот период от предыдущих отличались изменённой механической схемой (она была как на самых первых Е44) и сине-зелёной цветовой окраской или окраской цвета морской волны. В такой же цвет окрашивались и ранее выпущенные Е44.

Западногерманский BR144 (он же Е44), источник https://wikipedia.org/
Западногерманский BR144 (он же Е44), источник https://wikipedia.org/

Последний электровоз Е44 был выпущен в 1955 за номером Е44-187. Но на этом история не заканчивается. В 1963 и 1965 годах были переделанные в E44 электровозы серии Е244-11 и Е244-22 (о них см. выше). Им были присвоены номера Е44-188 и Е44-189. В 1968 году все электровозы Е44, находящиеся на территории ФРГ получили серию BR144. К 1984 все электровозы этого типа были списаны.

Советский трофейный электровоз 47-ой серии

После окончания Второй мировой войны оставшиеся в ходовом состоянии в Восточной Германии электровозы Е44 в количестве 52 штук вместе с контактной сетью в качестве репарации поступили в СССР. На территории СССР электровозы переделывались на колею 1520 мм. Однако результаты были неудовлетворительными, по причине того, что в СССР отсутствовали участки контактной запитанных переменным током пониженной частоты 16⅔ Гц. Поэтому в 1952 году все трофейные электровозы, за исключением одного вернулись обратно в ГДР. В СССР в нормальную эксплуатацию с трудом был введен только один электровоз - E44-047, которому по его же номеру и дали наименование 47-й серии. И то только потому, что его переделали на напряжение 1500 Вольт постоянного тока. Опытный электровоз проработал до 1958 года, затем был списан.

Почему отказались от переделки на постоянный ток всех остальных электровозов Е44 на территории СССР для меня остаётся загадкой.

Дальнейшая судьба электровозов Е44, возвратившихся в ГДР

После неудачных испытаний в СССР и воссоздания контактной сети в ГДР было принято решение вернуть электровозы Е44 в ГДР. Там они снова были переделаны на колею 1435 мм. Однако постоянная переделка тележек с одной ширины колеи на другую вызывала многочисленные трещины тележках. По этой причине в 1960 году все тележки этих электровозов в ГДР были перекрашены в красный цвет. Это помогало быстро обнаруживать трещины и прочие дефекты на тележках.

Электровоз Е44 на территории ГДР поставленный из СССР (источник http://trainingone.ru/articles/loco-electrovoz-e44.html)
Электровоз Е44 на территории ГДР поставленный из СССР (источник http://trainingone.ru/articles/loco-electrovoz-e44.html)

В 1970 году все электровозы на территории ГДР получили серию BR244 (не путать с серией Е244). В конце 1991 года все электровозы BR244 на территории уже объединённой Германии были списаны.

Теперь про модели

Самая ранняя модель Е44 изготовлялась ещё в 50-е годы в бакелитовом корпусе. Модель была без номера, но по окрасу можно с уверенностью сказать, что это была модель основной серии, выпущенных первой половине 30-х годов до Второй мировой войны.

Самая первая модель Е44 от PIKO (источник http://trainingone.ru/articles/loco-electrovoz-e44.html)
Самая первая модель Е44 от PIKO (источник http://trainingone.ru/articles/loco-electrovoz-e44.html)

В 80-е годы PIKO выпускала модели E44-087, E44-031 и 244-068-3. У меня в коллекции имеется такой под номером 244-068-3.

Модель 244-068-3 от PIKO 1980-х годов
Модель 244-068-3 от PIKO 1980-х годов

Модель 244-068-3 соответствовала окрасу оригинальных электровозов Е44 в ГДР.

Если говорить про прототип модели 244-068-3, то он построен 27.11.1937 с изначальным номером E44-068. До 1945 года числился на маневровой работе в депо вокзала города Галле. В 1946 году передан в СССР. В СССР его безуспешно пытались перестроить для работы на наших железных дорогах, но в итоге решили, что проще его вернуть в ГДР. Причём обратную переделку на колею 1435 мм производили уже в Германии. Для этих целей все Е44 из СССР привезены в Германию на грузовых платформах. 27.07.1952 года прототип модели прибыл в таком виде в ГДР, во Франкфурт-на-Одере. Затем на вагоноремонтном заводе Ausbesserungswerk Dessau его удалось привести в изначальный рабочий вид к 22.08.1958. Самое интересное, прототип снова отправили на работу в Галле, в тоже самое локомотивное депо. В 1970 году E44-068 сменил номер на 244 068-3. В том же депо 25.04.80 он закончил свою службу в качестве пассажирского локомотива. Затем его перевели в город Райхенбах-им-Фогтланд и до 06.1985 года он использовался как передвижная трансформаторная подстанция, для электрообогрева стрелок в зимнее время. И только летом 1987 года 244 068-3 был утилизирован.

Модель E44-031 по цветовой схеме аналогична модели 244-068-3. Однако номер модели явно свидетельствует, что перед нами временная эпоха с 1960 по 1970, когда тележки были перекрашены в красный цвет, но номера ещё не были изменены.

Модель Е44-031 от PIKO 1980-х годов (источник https://auction.ru/offer/elektrovoz_e_44_ho_1_87_piko-i124642768949476.html)
Модель Е44-031 от PIKO 1980-х годов (источник https://auction.ru/offer/elektrovoz_e_44_ho_1_87_piko-i124642768949476.html)

Модель Е44-087 была выполнена в несколько иных цветовых тонах: зелёный верх, чёрный низ. Надпись на модели "Deutschen Bundesbahn" соответствует периоду 1945 - 1968 годами и является копией реального существовавшего западногерманского прототипа электровоза E44-087.

Модель электровоза Е44-087 от PIKO 1980-х годов (источник http://trainingone.ru/articles/loco-electrovoz-e44.html
Модель электровоза Е44-087 от PIKO 1980-х годов (источник http://trainingone.ru/articles/loco-electrovoz-e44.html

Ещё существовала редкая модель Е44-002 от PIKO серого цвета Гутзольдовского разлива.

Модель электровоза Е44-087 от PIKO 1980-х годов (источник https://oef.com.ua/viewtopic.php?f=24&t=1830&sid=55913d73f345bef533c83546c36e3b47)
Модель электровоза Е44-087 от PIKO 1980-х годов (источник https://oef.com.ua/viewtopic.php?f=24&t=1830&sid=55913d73f345bef533c83546c36e3b47)

Номер и окраска не соответствуют оригиналу. Оригинальный Е44-002 был довоенным локомотивом в зелёной окраске.

Информации о том, когда изначально были построены прототипы моделей E44-031 и E44-087 найти не удалось. Пиши в комментариях, если знаешь.

Была и модель Е44,5 от PIKO та самая бескапотная.

Модель Е44,5 от PIKO (источник https://dzen.ru/media/maxim_burmistrov/modeli-jeleznyh-dorog-iz-gdr-chast-8-elekt)
Модель Е44,5 от PIKO (источник https://dzen.ru/media/maxim_burmistrov/modeli-jeleznyh-dorog-iz-gdr-chast-8-elekt)

Но по мне модель какая-то мультяшная. Даже номер неправдоподобный. Хотя сделать нормальную модель вполне могли бы.

А вот модель электровоза 47-й серии никакая фирма не выпускала. Имеются только самопальные модели-переделки из Е44.

Модель электровоза 47 серии, выполненная из Е44 (источник https://scaletrainsclub.com/board/viewtopic.php?t=5620)
Модель электровоза 47 серии, выполненная из Е44 (источник https://scaletrainsclub.com/board/viewtopic.php?t=5620)

Присмотритесь к тому как сделан головной фонарь. В отличие от Е44, в котором головной фонарь встроен в кузов, у электровоза 47-ой серии он расположен над кузовом в форме отдельного прожектора.

-13