Найти тему

ВСЕ ОТТЕНКИ ТАНГО

В один из последних дней января в Государственном Кремлёвском Дворце было не по-зимнему жарко. Ещё бы, ведь в Большом зале «CONCORD ORCHESTRA» под управлением Фабио Пирола (Fabio Pirola, Италия) представил программу «Танго страсти Астора Пьяццоллы». И как всегда бывает во время выступления этого коллектива, вниманию зрителей было предложено яркое шоу с множеством сюрпризов и неожиданных «сюжетных» поворотов.

Вы, вероятно помните, что «CONCORD ORCHESTRA» считается первым в мире танцующим симфоническим оркестром. В том смысле, что его выступление сопровождает шоу танцевальных пар, создающих во время концертов особую атмосферу и в определенном смысле иллюстрирующих исполняемые оркестром произведения. На сей раз фантастическую музыку знаменитого аргентинца «визуализировали» призёры Campeonato Mundial de Baile de Tangoв категории Tango Escenarioи победители конкурса Tango Dance World Championship(оба состязания – Буэнос-Айрес, Аргентина): Юлия Осина, Александр Десятов, Мария Макаренко, Александр Макаров, Виктория Ефремова, Ирина Самойлова. Они представляют санкт-петербургский театр аргентинского танго «Tango JAM Club» (хореограф-постановщик Артём Майоров).

-2

Кстати, о Пьццолле. Знаете ли вы, что история танго, достигшего пика популярности в 1920-е-30-е, не оборвалась в 1950-е только благодаря этому композитору? И, тем не менее, это так – именно музыка Астора Пьяццоллы помогла танго обрести второе дыхание, и его история во второй половине ХХ века фактически началась заново.

-3

На самом деле у этого танца богатая и невероятно запутанная «биография», над которой и по сей день ломают головы специалисты. Начнём с того, что он вобрал в себя огромное количество «первоисточников» из самых разных частей света. В их числе испанское фламенко, уругвайское кандомбе (возникло в Уругвае среди потомков освобожденных африканских рабов), милонга, обязанная своим появлением гаучо (социальная и отчасти субэтническая группа в Аргентине, Уругвае и одном из штатов Бразилии, объединяющая людей, близких по духу американским ковбоям), европейские мазурка и полька и даже популярная в России «Цыганочка». Впечатляет, не правда ли?

-4
-5

Характерно, что окончательное формирование, а затем и расцвет танго приходятся на период массового притока эмигрантов в Аргентину. И, конечно же, это не просто совпадение. Огромное количество людей разных национальностей и непохожего менталитета танцевали его во дворах и на улицах, в беднейших кварталах Буэнос-Айреса, в тавернах, порту, а ещё – в публичных домах, где отдельным танцевальным движениям придавался вполне определённый смысл. Не зря ведь впоследствии танго то и дело пытались запретить – и церковные иерархи, и светские власти в европейских странах. Выдающийся аргентинский писатель, поэт, публицист Хорхе Луис Борхес называл этот танец греховным порождением жестокого преступного мира. Тем не менее, со временем танго, выйдя из самых низов общества, достигло великосветских салонов.

-6

Разумеется, во многом изменились и его рисунок, и внутреннее наполнение – теперь речь шла о напряжённом эмоциональном поединке между мужчиной и женщиной, непредсказуемом и полном драматического накала. Именно эта интригующая психологическая составляющая и, конечно же, страстная мелодика танго сделали его на десятилетия королём танцплощадок всех уровней и статусов.

-7
-8
-9

И ещё – импровизация. Ведь только в танго не работает заученный порядок движений. Да, конечно, необходимо знать исходный порядок шагов, но дальше… Дальше все рождается здесь и сейчас, и зависит от того, насколько партнеры чувствуют друг друга, а еще от того, опытен ли танцор как ведомый и готова ли партнёрша довериться ему, подхватывая и обыгрывая предложенное пластическое решение. Сложная, но такая захватывающе интересная задача!

-10

И еще немного истории, объясняющей неизменный «роковой шарм» этого танца, непременно печально-брутальных мужчин и по-особому знойных женщин, в облике которых всегда предстают тангерос. Так вот, в 20-е годы прошлого века в Буэнос-Айресе, оказывается, мужчин было гораздо больше, чем женщин. Есть свидетельства, что девушка в среднем выбирала избранника из 20 претендентов. Танцуя танго, мужчина – пусть ненадолго - мог забыть о своем одиночестве, сжимая в объятиях партнершу. Эмигранты вспоминали дом, оставленных вдалеке любимых…Это были прекрасные мгновения в жизни, которые хотелось повторить вновь и вновь, пусть хотя бы на импровизированной танцплощадке.

-11

Кстати, разучивали этот непростой танец мужчины исключительно друг с другом, а зачастую и увидеть его можно было именно в мужском исполнении. И такой образец мужского танго стал одним из кульминационных моментов во время программы в ГКД: танцоры разыграли настоящий мини-спектакль (номер «Письмо»), по ходу которого двое незадачливых ухажёров, сгорая от ревности, пытались отнять друг у друга адресованные им одной и той же красоткой послания. Это было по-настоящему впечатляюще!

-12
-13

Но вернемся к Астору Пьццолле (1921-1992), который признан родоначальником нового танго (tango nueve). Это был серьёзный разносторонний композитор, которого, тем не менее, всегда увлекало именно танго, и в его произведениях оно получало принципиально новую, глубокую интерпретацию. Классическая музыка, джаз и танго – вот такой необычный синтез явил Пьяццолла миру. И мир не перестаёт восхищаться его шедеврами, в числе которых всемирно известные Libertango(«Танго свободы»), Oblivion(«Забвение»),Adiós Nonino(«Прощай Нонино», памяти отца). Эти композиции прозвучали и в Большом зале ГКД – в исполнении«CONCORD ORCHESTRA» под управлением Фабио Пирола (Fabio Pirolа). «Либертанго» (Libertango) тангерос в финале даже исполнили на бис.

Фабио Пирола (Fabio Pirolа)
Фабио Пирола (Fabio Pirolа)

Вероятно, не все знают, что едва ли не большинство своих произведений Пьяццола создал для бандонеона (язычковый музыкальный инструмент из семейства гармоник, поначалу использовался в церквях Германии для исполнения духовной музыки, завезён в Уругвай и Аргентину в конце XIXвека), на котором играл мастерски. Впоследствии эти композиции аранжировали для других инструментов, прежде всего струнных, и сегодня именно подобные интерпретации широко звучат по всему миру. Но во время выступления «CONCORD ORCHESTRA» мы услышали в составе оркестра классический бандонеон – его партию исполнил Иван Таланин.

Иван Таланин
Иван Таланин

Кстати, в программу вошли сочинения и других известных аргентинских композиторов. Например, Херрардо Мато Родригеса, чья знаменитая La Cumparsita (да-да, именно она – к восторгу публики - и прозвучала в этот вечер) признана вершиной творчества всей так называемой старой гвардии – аргентинских композиторов, работавших в жанре танго в период с конца XIX века и до 1920-х годов.
И, конечно, нельзя не вспомнить, что танго возможно и в вокальном варианте. Вместе с «CONCORD ORCHESTRA» на главной сцене страны в этот вечер выступил известный аргентинский тенор Карлос Д`Онофрио (Carlos D`Onofrio), практически сразу ставший любимцем публики.

Карлос Д`Онофрио (Carlos D`Onofrio)
Карлос Д`Онофрио (Carlos D`Onofrio)

В финале вечера с приветственным словом к собравшимся в Большом зале ГКД обратилась Мария Виктория Стогер Родригес (María Victoria STÖGER RODRÍGUEZ), вице-посол Аргентинской Республики в РФ, полномочный министр. Сеньора Родригес выразила свое восхищение выступлением музыкантов и артистов, почеркнув, что во время концерта ощущала себя на родине, в Аргентине.

Госпожа Мария Виктория Стогер Родригес (María Victoria STÖGER RODRÍGUEZ), вице-посол Аргентинской Республики в РФ
Госпожа Мария Виктория Стогер Родригес (María Victoria STÖGER RODRÍGUEZ), вице-посол Аргентинской Республики в РФ

Ну а зрители не уставали по ходу всего представления кричать «Браво!» - всем тем, кто подарил им возможность на протяжении двух с лишним часов погрузиться в невероятную, гипнотическую атмосферу аргентинского танго.

-18