"Портрет Юлии Кустодиевой с сыном"
Друзья! Завтра в Музее русского импрессионизма открывается выставка «Отличники», посвященная творчеству лучших выпускников Императорской академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, награжденных пенсионерскими поездками в Европу за выдающиеся успехи в учебе. Молодые русские художники отправлялись в путешествие для совершенствования мастерства и переосмысления полученного во время обучения опыта. Новаторская эстетическая среда рубежа XIX–XX веков, в которую окунались талантливые пенсионеры, оказала несомненное влияние на всю их дальнейшую художественную деятельностью, и дала импульс новому витку развития русского искусства.
Среди представленных в экспозиции работ вы найдете пастель Бориса Михайловича Кустодиева из коллекции нашей галереи. Это портрет жены художника Юлии Евстафьевны с сыном Кириллом. Картина была исполнена во время пенсионерской поездки, в которую мастер отправился сразу после окончания учебы в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. 31октября 1903 года Б. М. Кустодиев получил золотую медаль «За отличные познания в живописи и научных предметах», звание художника и право на годовую поездку заграницу и по России. Срок пенсионерского содержания был установлен с 1 января 1904 по 1 января 1905 года.
«Собираясь с семьей в Париж, Борис Михайлович предложил матери, Екатерине Прохоровне, составить им компанию и помочь нянчиться с малышом. Матушка без особых раздумий согласилась: когда еще представится возможность хоть одним глазом взглянуть на прославленный город!
И вот в конце декабря отправились. В пути неожиданное приключение. На одной из станций Борис Михайлович с женой вышли кое-что купить и залюбовались окрестным пейзажем. Да так увлеклись, что прозевали отход поезда, увозившего вместе с бабушкой малыша Кирилла, или Киру, как ласково звали его родители. Что делать?! Кто-то надоумил срочно послать телеграмму начальнику поезда с просьбой высадить бабушку с внуком и вещами на очередной станции и объяснить, чтобы она ждала их там. Пока дождались следующего поезда, пока добрались до места встречи, прошло восемь часов, и полугодовалый Кира, не признававший иной пищи, кроме материнского молока, опух от крика и слез. В слезах была и бабушка. К счастью, этим дорожные приключения ограничились».
Из книги А. Кудря «Кустодиев» (серия ЖЗЛ).
В конце 1903 года художник с семьей прибыл в Париж, затем посетил Германию, Италию, Испанию, где внимательно изучал и копировал работы старых мастеров, посещал выставки, работал и впечатлялся жизнью, искусством, природой вокруг.
Из писем Б. М. Кустодиева.
И. С. Куликову, 11 февраля 1904, Париж.
«...От Парижа я в восторге, есть что посмотреть, выставки есть кое-какие, но нужно правду сказать, очень плохие, хуже чем наших петербургских художников!».
Ю. Е. Кустодиевой, 1 апреля [1904], по дороге из Мадрида в Севилью.
«За один день, Юлик, столько впечатлений, что я до сих пор не могу в себя прийти. Солнце горячее, ослепительное, много людей, странные костюмы, дивные вещи великого Веласкеза — которого мы все-таки успели посмотреть — все это стоит передо мной и сейчас, когда мы едем в Севилью».
Во время пребывания в Париже, Б. М. Кустодиев много и напряженно работал. Мастер написал несколько портретов, этюдов маслом и акварелью с видами Версаля, Булонского леса и Парижа. Но главными моделями для художника были его молодая жена Юлия Евстафьевна и новорожденный сын. Светлые по настроению и палитре, работы семейной серии пленяют теплотой, нежностью и красотой интимных сцен тихого счастья.
Увидеть пастель «Портрет Юлии Евстафьевны с сыном Кириллом», исполненный в парижской квартире художника в январе-мае 1904 г. можно до 21 мая на выставке в Музее русского импрессионизма.