Мало кого в 80-е, на рубеже 90-х, да и в самом их конце, когда это был уже не Ленинград, а Санкт-Петербург, так любили болельщики, как Святослава Хализова. Он дважды возвращался в СКА, во второй раз вернулся ветераном, капитаном, даже немного тренером. Тут ключевое слово – вернулся, потому что во второй половине 90-х возвращаться в бедствовавший СКА никакого резона не было. Тогда заметные игроки если и возвращались в Россию после зарубежных «командировок», то в основном в клубы, которые были на плаву, и никто бы и в Святослава Хализова камня не бросил, если бы он пошел тем же путем.
Приоритеты сместила сама жизнь, все понимали, что перезапускать карьеру лучше там, где выгоднее, удобнее, перспективнее. А какие перспективы были у СКА второй половины 90-х, если команду даже к середнякам уже не относили, а про материальную составляющую и говорить нечего? Конечно, какой бы легендой Хализов не был, принципиально он ничего не мог изменить, да ничего и не изменилось с его возвращением из Германии, из зоны комфорта. Но по моим ощущениям СКА с Хализовым-капитаном в каждом матче при невеликом ресурсе бился до последнего, рук не опускал, пусть итог как правило был не в его пользу. И что-то в той безнадеге уже проглядывало, пусть настоящее поводов для оптимизма, казалось, не давало вовсе. Позитив во многом шел от Святослава Хализова, которому было не до рейдов к чужим воротам, но держать уровень он был обязан – иначе зачем возвращаться? Он мог честно смотреть в глаза болельщикам, а это дорогого стоит.
В Германии он провел шесть сезонов, которые Хализов охарактеризовал кратко, но емко – минимум удовольствия от хоккея, максимум комфорта. В отдельных публикациях говорится, что за границу он отправился в середине 90-х, но репутация Святослава Хализова не нуждается в подобных подпорках - уехал он в начале 90-х, и даже не из СКА, а из колпинского «Ижорца», из второй лиги в первый немецкий дивизион. Уехал не потому, что все уезжали, а потому, что от бронзового СКА образца 1987 года к 91-му почти ничего не осталось, и вообще было непонятно, что станется с хоккеем и страной.
В Германии хоккей был работой, которую Хализов делал качественно, но без особого удовольствия, спускаясь по ступенькам вплоть до третьего дивизиона. Начинал в «Вайсвассере», бывшем «Динамо» бывшей ГДР (во втором дивизионе в сезоне 1992|1993 набирал в среднем почти по одному результативному баллу за матч), заканчивал в Баварии, играя за «Вальдкрайбург» уже в третьем дивизионе. На бытовые условия грех было жаловаться, но по своему хоккею, конечно же, скучал.
Ведь на тот момент еще и десяти лет не прошло с того сезона, когда в Швеции он стал чемпионом мира в составе сборной СССР. И первым обладателем титула, представлявшим непосредственно ленинградский СКА. Другие известные воспитанники ленинградского хоккея – Алексей Касатонов, Николай Дроздецкий, Алексей Гусаров, Евгений Белошейкин становились чемпионами мира и Олимпийских игр, выступая за ЦСКА.
Если бы Хализов играл за столичных армейцев, титулов у него наверняка было бы больше. Но он за ними не гнался. Свой клуб для него был дороже.
…В молодежную команду СКА под начало тренера Сергея Боброва он попал из спортклуба «Сокол» Московского района Ленинграда. Уже на подступах к основному составу СКА выступал за команду Военного института физической культуры, стал лучшим игроком финального турнира первенства СССР среди молодежных команд, и немедленно был призван в ЦСКА. Виктор Тихонов после неудачи в Лейк-Плэйсиде обновлял состав, и юный ленинградец, мощный, сообразительный и техничный, оказался в числе как минимум десятка новобранцев великого клуба - с хорошими шансами попасть со временем в основу. До этого было еще далеко, но «шлифовка» в ЦСКА, несомненно, способствовала попаданию в юниорскую сборную СССР - прямиком к старшему тренеру Евгению Зимину.
Пара защитников Хализов-Бякин была одной из лучших на чемпионате Европы-1981 среди юниорских команд в Минске – и оборонялись ребята здорово, и забивали. Хализов ассистировал Аркадию Обухову, когда тот забрасывал первую шайбу в стартовом матче с австрийцами, он же открыл счет в игре со сборной ФРГ, сборная шла от победы к победе, но все могла испортить завершающая встреча турнира с великолепной командой Чехословакии. Хозяева по ходу уступали 0:2 и 2:3, и судьбу золотых наград решила шайба Хализова, заброшенная им на 49-й минуте матча с передачи Олега Знарка – главного соперника опередили на одно очко.
Успех требовал продолжения, которого не случилось на молодежном чемпионате мира-1982 в Канаде и США, но это талантливое поколение не могло остаться без «молодежного» золота, что и подтвердил следующий год. Для Хализова чемпионат мира был особенным еще и потому, что проходил он в Ленинграде, куда Святослав уже возвратился из Москвы (хотя в сборной его еще представляли как игрока ЦСКА). С ЦСКА не сложилось не только потому, что не проходил в состав (Фетисов, Касатонов, Бабинов, Стариков, оба Гимаевых, Волченков, Зубков – с такой линией обороны разве что на подмену), но и потому, что очень хотелось домой в Ленинград. А тут и второй для Хализова и нескольких его партнеров по прошлогодней неудаче (0:7 Канаде – надо ли что-то объяснять?) молодежный чемпионат мира подоспел.
Анатолий Кострюков и Игорь Тузик должны были так подготовить команду, чтобы выиграть чемпионат «с запасом». Но возглавляемые Дэйвом Кингом действующие чемпионы мира имели в составе Марио Лемье и Стива Айзермана плюс еще с пяток будущих суперзвезд, у чехословаков были Доминик Гашек и Владимир Ружичка, а у нас игроков класс «супер», пожалуй, в наличии не было. Но команда была ровной и дружной, что она и доказала, сначала вырвав победу у сборной Чехословакии, а в ключевом четвертом туре взяв полноценный реванш у канадцев – 7:3. Святослав Хализов провел не самый лучший свой турнир с точки зрения результативности, но главное – он стал чемпионом в родном «Юбилейном».
В ЦСКА за два года Хализов выходил в основе девять раз, а по возвращении в СКА в первом же сезоне провел 35 матчей – молодой тренер Борис Михайлов молодому защитнику доверял. Через некоторое время ЦСКА выдернет из Ленинграда Гусарова и Белошейкина, СКА возглавил Валерий Шилов, команда постепенно обретет сплоченность, и в сезоне 1986/1987 с приходом возвратившегося из ЦСКА блистательного Николая Дроздецкого ленинградцы на всех парах полетят к своей второй после начала 70-х бронзе.
Это, конечно, не было пределом мечтаний для Святослава Хализова, но даже повторить успех на клубном уровне представлялось проблематичным, а непобедимая сборная и без него справлялась - правда, пару раз все-таки оступилась. Возможно, именно относительные неудачи на двух чемпионатах мира и нарастающее напряжение внутри ЦСКА и заставили сурового Виктора Тихонова взглянуть окрест, и вспомнить о Хализове, который как раз в сезоне 1988/1989 вошел в число лучших по результативности защитников чемпионата СССР.
25 марта 1989 года в Финляндии Святослав вышел на лед в форме сборной СССР, после провел еще три контрольных встречи, и попал в окончательную заявку на поездку в Стокгольм. О том, что заканчивается одна эпоха, и начинается другая, можно было только догадываться, но факт остается фактом – великая армейская пятерка Фетисова-Ларионова вместе сыграла в Швеции в последний раз. Не скажу, что команда прошла по чемпионату победным маршем, у основных конкурентов на предварительном этапе и в четверке претендентов выигрывали в основном «на тоненького», но новехонький красавец «Глобен» увидел предпоследний триумф сборной СССР.
Святослав Хализов сыграл в двух серьезных матчах – с Канадой в паре с Ильей Бякиным на предварительном этапе (4:3), и со Швецией в паре с Алексеем Гусаровым в заключительном матче чемпионата (5:1), когда золото было уже в кармане. Очередной встречи с лучшим вратарем первенства Домиником Гашеком, против которого Хализов играл на всех уровнях (а однажды даже подрался на турнире вторых сборных в Ленинграде), увы, не случилось, но это уже детали. Главное – золотая чемпионская медаль приехала в Ленинград, и впереди у него еще было ровно десять непростых лет карьеры.
Великий вратарь и тренер Николай Георгиевич Пучков, на короткое время возглавивший СКА в 2002-м, жалел, что у него в составе нет Святослава Хализова. Любимцу болельщиков еще не исполнилось и сорока, но он уже играл за ветеранов, работал с юными хоккеистами – на светлое будущее питерского хоккея, за который Святослав Игоревич Хализов, собственно говоря, всю свою трагически короткую жизнь – сердце остановилось в 47 лет - и положил.
Он до сих пор в тройке самых метких защитников клуба – после Евгения Волкова и Дмитрия Калинина. Его клубный рекорд по голевым передачам для защитников держался полтора десятка лет. Да разве только в рекордах дело…
Цитата из издания «Спорт день за днем»: «О многих питерских хоккеистах осталась на родине добрая память, и слава их не подлежит сомнению. Но именно Хализов был тем мостиком из славного прошлого в светлое будущее, без которого команда могла и не выжить».
Досье
Святослав Игоревич ХАЛИЗОВ
8.02.1963, Ленинград – 6.06.2010, Санкт-Петербург.
Карьера игрока: 1978-1980 – ВИФК (Ленинград), 1980-1982 – ЦСКА, 1982-1990 – СКА (Ленинград), 1990-1991 – «Ижорец» (Колпино), 1991-1994 – «Вайсвассер», 1994-1995 – «Геретстрид», 1995-1996 – «Вернау-Эсслинген», 1996-1997 – «Вальдкрайбург» (все – Германия), 1997-1999 – СКА (Санкт-Петербург).
Достижения: чемпион мира 1989, чемпион мира среди молодежи 1983, чемпион Европы среди юниоров 1981.
Карьера тренера: 2000-2006 – в системе СКА, тренер; 2006-2008 – ХК «Питер», тренер; 2008-2010 – ХК ВМФ (Санкт-Петербург), тренер.