Марина Мнишек – женщина, которая, как считают некоторые, наложила проклятие на всех царей в нашей стране – на всех мужчин рода Романовых, которые были у власти.
Впрочем, возможно, это лишь выдумки.
Русская царица
Формально, Марину Мнишек можно так называть. Хотя мы должны понимать, что никаких оснований править Русью, Московским государством у Мнишек не было. Но история вышла довольно интересной.
Что мы знаем о Марине?
Она родилась в семье польского воеводы – в родовом замке. В принципе, ничто не предвещало. Марина могла легко выйти замуж за богатого и знатного поляка. Жить спокойно, ни в чем себе не отказывая. Но судьба распорядилась иначе.
Однажды в замке Мнишека объявился молодой человек, который представился русским царевичем Дмитрием – сыном Иоанна Пятого Грозного.
По всему, воевода прекрасно понимал, что парень этот – самозванец. Марина же и вовсе не следила за тем, что происходит в соседней стране.
Воевода Мнишек, поразмыслив над ситуацией, решил рискнуть. Он согласился отдать дочь замуж за Дмитрия (Лжедмитрия) при двух условиях:
1. Марина становится царицей на Руси, а в её личные вотчины переходят Новгород и Псков.
2. В случае, если с Дмитрием что-то случится, Марина получит право выйти замуж за другого человека.
Сам Лжедмитрий прекрасно понимал, в какую авантюру он решил ввязаться, вернее – начать её, поэтому согласился на все условия воеводы, лишь бы ему оказали поддержку.
Удивительно, но у Марины и Лжедмитрия всё получилось.
3 мая 1606 года Мнишек с супругом оказались в Москве. Там Марину короновали по всем правилам. То есть, она стала законной русской царицей, а «Дмитрий» - царем.
В честь этого события в Москве закатили пир горой – на неделю. А, спустя две недели, москвичи подняли восстание, в результате которого Лжедмитрий был ликвидирован. Марина спаслась, потому что её не узнали. Она, судя по всему, была мастерицей маскироваться.
И все же Мнишек поймали, отправили в ссылку в Ярославль, а потом выслали на родину. Но тогда уже Марине обратной дороги не было. К её, как казалось, счастью, объявился второй Лжедмитрий. Он также представлялся царевичем Дмитрием, который спасся от погибели уже два раза: тогда – когда ему было мало лет, и недавно – когда москвичи восстали.
Марина, подчеркивая статус русской царицы, признала в Лжедмитрии Втором своего супруга. Однако второй «Дмитрий», которого прозвали «Тушинским вором», потому что он несколько лет в Тушино находился, был не таким добрым и милым по отношению к полячке. Марина решала сбежать от «супруга» в гусарском костюме. У неё это получилось. Однако, что делать дальше – этого Мнишек не знала.
Поскитавшись немного, женщина вернулась к Лжедмитрию Второму.
Но и этот мужчина долго не прожил. Мариана опять стала скитаться по Руси с разного рода бунтовщиками. А еще у неё родился сын, которого Мнишек назвала Иваном.
Наследник
Формально – не докопаться:
у русской царицы родился сын от Дмитрия Иоанновича Рюриковича. Стало быть, маленький Иван обрел статус наследника престола. И даже больше – первого кандидата в цари.
Проблема была в том, что русские люди, которые освободили Москву от поляков, решили, что династия Рюриковичей прекращена. Было также решено, что править станут Романовы. На престол взошел Михаил Фёдорович.
Нового царя очень смущало, что у него есть соперник. Ведь, как я отмечала выше, Ивана следовало считать главным претендентом на престол. Михаил был Романовым – избранным царем. А Иоанн – Рюриковичем.
Конечно, это всё была неправда. Многие прекрасно понимали ситуацию и называли царевича «ворёнком», подчеркивая, что он – сын «Тушинского вора». Но всё же.
И тогда Михаил приказал при всем народе лишить жизни маленького мальчика, чтобы больше никаких вопросов не возникала.
Ивана казнили. Весь народ это видел.
Михаил Фёдорович продолжил спокойно править.
Проклятье
Что касается этого, то рассказывали, будто Марина прокляла всех мужчин в роду Романовых. И в это можно поверить.
Петра Третьего, например, ликвидировали заговорщики, как и Павла. Николая Второго расстреляли большевики. Александра Второго лишили жизни революционеры. Николай Первый, по слухам, свёл счеты с жизнью.
С другой стороны, не все Романовы ушли из жизни в результате каких-то происшествий. Поэтому вопрос: а было ли проклятье? – остается открытым.