Найти тему
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗ ГРАНИЦ

СКОЛЬКО «НЕЛЬЗЯ» МОЖЕТ БЫТЬ У РЕБЕНКА

Наталья Калинина (медицинский психолог, педагог-психолог, судебный эксперт)
Наталья Калинина (медицинский психолог, педагог-психолог, судебный эксперт)

Часто задаваемый вопрос — сколько запретов может быть для ребенка и, что именно следует запрещать. В таких случаях мне хочется изменить вопрос — что можно позволять ребенку?

«НЕЛЬЗЯ» — 5, ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ— «МОЖНО»

Обычно я рекомендую родителям выбрать 5 самых опасных для жизни и здоровья ребенка (а также других людей) действий и ЗАПРЕТИТЬ их выполнять своему сыну/дочери. При этом необходимо в подробностях (и не один раз) РАЗЪЯСНИТЬ причину запрета на выделенные вами действия.

ПОЧЕМУ 5?

Считаю, что достаточно было бы и трех запретов, но, если родители задают вопрос значит тревожатся, поэтому выбрано - 5. Как же с остальными «опасными» ситуациями? Неужели не запрещать?

ЖИВЕМ ПО ПРИНЦИПУ — МОЖНО ВСЕ

В жизни человека возможно все, поэтому чем лучше вы подготовлены к неожиданностям, тем более уверенно чувствуете себя. Руководствуясь таким принципом выбираем 5 самых опасных действий, которые нельзя выполнять ни ребенку, никому другому (и родителям в том числе). Все остальное МОЖНО соблюдая определенные правила и условия.

КАКИЕ УСЛОВИЯ УСТАНАВЛИВАЕМ?

Говорим ребенку:

- сначала я научу тебя как это можно сделать;

- я покажу как это правильно сделать, а затем ты выполнишь самостоятельно;

- мы с тобой сделаем это вместе;

- я разрешу тебе это сделать, но сначала расскажи мне как будешь выполнять;

- прежде чем ты это сделаешь обсудим возможные последствия твоих действий;

- ты можешь это сделать, если готов(а) взять на себя ответственность за результат своих действий и т.д.

ПОЧЕМУ СЛЕДУЕТ ТАК ПОСТУПАТЬ

1. Запомнить и соблюдать 5 запретов проще, чем миллион;

2. Таким образом формируем у ребенка навыки самостоятельности;

3. Ребенок принимает ваш жизненный опыт;

4. Профилактируем формирование тревожности (страхов) и др.

Условия и правила вы можете определить самостоятельно в соответствии с ситуацией.