Из всех откровений в новом бокс-сете Beatles "Let It Be" самым большим для меня является песня, которая даже не вошла в оригинальный альбом. “Don't Let Me Down” - это баллада Джона Леннона о начале его любви к Йоко Оно, очень похожая на “Two of Us”, песню Пола Маккартни, написанную для Линды. Джон, похоже, был в ужасе от эмоциональных скачков, которые он совершает, но он опирается на других Битлз, готовых поддержать его и проводит эту мысль через всю песню. У меня даже сложилось впечатление, как группа развивает тему “Don't Let Me Down” на протяжении всего альбома, иногда даже чувствуется, что вся история "Битлз" сосредоточена в одной этой песне: карта долгого и извилистого пути их запутанной, обреченной и неизбежной дружбы.
Для меня это одна из лучших песен Битлз, хотя, как и у любого поклонника группы, таких "одна из лучших" наберется не один десяток. Песня вышла как вторая сторона сингла - на первой стороне Get Back. В записи участвовал клавишник Билли Престон. Хотя она записывалась в начале января 1969 года, но в альбом не вошла. Фил Спектор, который работал над альбомом Let It Be ее не принял. Когда смотришь фильм о Битлз, ты видишь, что в нем полно моментов, которые разрушают стереотип о том, что "Битлз" ненавидели друг друга. Работая над “Don't Let Me Down”, другие “Битлз” отмечают, насколько эта песня "банальна" с точки зрения текста. Джону было все равно от такой оценки.
Джон: “Я думаю, что слова должны быть банальными. В ней просто нет умных слов.”
Джон не ошибся - песня абсолютно, вызывающе, бесстыдно банальна, потому что это признание в том, что он нуждается в своих коллегах по "Битлз" так же сильно, как в Йоко. Вот почему “Don't Let Me Down” - это сердце и основа альбома Let It Be. Должна была быть.
Ремикс Джайлза Мартина и Сэма Окелла звучит реальнее, чем когда-либо.
Так почему же ее не было на оригинальном альбоме? Хороший вопрос. Никто не знает, почему Фил Спектор "отозвал ее из альбома", если так можно сказать, но даже по стандартам Спектора это странно. На 35-минутном альбоме было достаточно места, даже с такими довесками или дописками, как “Dig It” или “I Me Mine", пусть и неплохая песня Харрисона, но которая по стилю никак не подходила для нового альбома Битлз. Поклонники на протяжении многих лет не находят ответа на этот вопрос.
“Don't Let Me Down” рок-н-ролльная баллада, основанная на мелодиях пятидесятых годов, которые первоначально объединили Джона Леннона и Пола Маккартни в Ливерпуле. Всю свою жизнь Джон и Пол любили петь песни из того времени- иногда это был единственный способ общения друг с другом. Во время кризиса на сессиях “Белого альбома”, когда Ринго на две недели покинул группу, первой песней, которую они записали без него, была "Dear Prudence", трибьют Бадди Холли, перенесенный в ашрам шестидесятых. И когда Джон и Пол встретились в семидесятых после трех лет разлуки - их последний момент в жизни вместе в студии - они спели старую песню “Stand By Me”. “Don't Let Me Down” - снова оказалась частью этой истории. Как всегда, Джон и Пол спели эти старые рок-н-ролльные песни, чтобы выразить эмоции, которые они не могли разделить друг с другом никаким другим способом.
“Don't Let Me Down” стала лейтмотивом всего проекта Get Back, песню, которую они продолжали играть с самого первого дня до самого последнего, вплоть до финального концерта Beatles на крыше 30 января 1969 года. Что я имею в виду этой фразой - может быть не совсем понятно вам. Я имею в виду, что Джон и Пол в своей дружбе шли как раз именно к такой песне с самого первого дня их знакомства. И вот эта песня -тот самый апофеоз, высшая точка их дружбы.
Как я уже сказал песня была выпущена, как би-сайд к синглу “Get Back”. Джон принес ее на первый сеанс в Twickenham Film Studios 2 января, вместе с другой балладой в стиле пятидесятых, “Sun King”. Как он пошутил: “В каждой из этих песен одни и те же аккорды!” Джордж ответил: “Я заметил. У меня тоже.”
Но песня по-настоящему заиграла, когда они перенесли сессии в студию Apple. В первый же день их пребывания там Джордж столкнулся в вестибюле с клавишником Билли Престоном и тут же завербовал его. Билли джемовал с группой весь день, поднимая всем настроение. “Don't Let Me Down” была самой первой песней, которую он сыграл с ними. Когда Джон потребовал соло - “Давай!” - Престон добавил свои характерные электрические клавишные, в то время как Джон исполнил несколько причитаний, вдохновленных Мартином Лютером Кингом. (“I had a dream this afternoon!”- Сегодня днем мне приснился сон!”). Четверка Битлз не могли скрыть своего воодушевления. Все получалось как нельзя лучше.
В последнем выпуске есть несколько версий "Don't Let Me Down", и каждая из них рассказывает свою часть истории. Есть потерянный микс Глина Джонса "Get Back", записанный в 1969 году, но никогда не выпускавшийся до сих пор. Джонс скомпилировал записи сессий в сырой документальный фильм в прямом эфире, полный фальстартов и ошибок. Это было именно то, о чем просили "Битлз", но Джонс проделал слишком хорошую работу — "Битлз" были в ужасе от того, как неуклюже они звучали..
Но центральным элементом микса Глина Джонса является 11-минутная сюита, объединяющая “Dig a Pony”, “Don't Let Me Down” и “I've Got a Feeling” в одну длинную песню. “Don't Let Me Down” грубая версия, начиная с того, что Пол говорит: “Делай, что должен, парень”, а Джон хихикает: “Я делаю это все время, я не могу удержаться от этого!” Джон и Пол сменяют друга друга на вокале как бы устраивая перекличку: “She done me good.” “Yes, she did!” “Yeah, she done!” “One more time! Но трогательный момент - это вступление, когда Джон просит Ринго прибавить немного тарелок во вступлении. “Сделай для меня хороший большой кссссш, понимаешь? Чтобы придать мне смелости.”
Оригинальная версия на сингле более свободная и шутливая. Beatles дважды сыграли ее на крыше - в первый раз Джон расставил слова через интервал во втором куплете, поэтому он добавил несколько тарабарских слогов. В следующей попытке он испортил первый куплет. Обе есть в фильме. Вы можете услышать, как страшно было Джону петь свою собственную песню, сталкиваясь лицом к лицу с сомнениями и страхами, которые он привык прятать и не выставлять на публику. Как и в случае с первой песней, которую он принес на сессии Rubber Soul, “Norwegian Wood”, он был потрясен тем, насколько сильно раскрыл свою уязвимость. Ведь для всех он был "самый крутой рокер" и выходить из этого образа он не хотел.
“Don’t Let Me Down” - это песня для Йоко, так же как “Two of Us” - песня для Линды. Но обе песни также звучат как песни о любви друг к другу. Когда Пол писал “Two of Us”, он написал вверху своего листа с текстом “Another Quarrymen Original”. И точно так же “Don't Let Me Down” - это песня, которую Джон написал, чтобы спеть с Полом. Обе песни зависят от того, насколько хорошо сыграют другие Битлз. И Пол великолепен в “Don't Let Me Down”, так же как и Джон преуспевает в “Two of Us” в припеве “we're going home”.
Такой же музыкальный диалог происходит в “Oh! Darling”. Пол и Джон превращают это в дуэт ду-воп, подыгрывая друг другу, превращая в забавную шутку свой призыв и отклик. Когда Пол вопит: ““Believe me when I tell you,” (Верьте мне, когда я говорю вам"), Джон кричит: ““Oh, I do!” (О, я верю!”). Они превращают это в празднование своей личной и музыкальной дружбы - навсегда связавшей их двоих.
Им было легче поделиться этими нежными моментами в песне. Пусть сейчас часто можно встретить то тут, то там (и у меня тоже) высказывания Джона о том, что он предложил Полу отдать эту песню ему, потому что она очень похожа по стилистике на его Don't let Me Down. Пол отказался. И вроде как Джон обиделся и именно тогда он сказал строчкой из песни: "I'll do you no harm", поставил гитару у двери и вышел из студии, и больше в ней никогда не появился. Верить этому или нет - дело каждого.
Но даже такие песни, как “Don't Let Me Down”, не смогли удержать "Битлз" вместе - по крайней мере, они смогли честно рассказать о том, что означала их дружба, в чем она заключалась и почему это имело значение. Эта песня показывает нам, почему они верили, что за эту дружбу стоит бороться. И она рассказывает историю о том, сколько вдохновенной музыки они могли извлечь друг из друга. Немного грубоватая фраза, но достаточно емкая. Каждый делал свой "взнос" и без него не было бы песен Битлз.
В некотором смысле, Don't Let Me Down получила продолжение пять лет спустя, когда Джон и Пол встретились в лос-анджелесской студии в 1974 году, их первая встреча за три года. (Джон и Йоко тогда расстались, и Йоко отправила Пола к Джону, чтобы поговорить с ним о том, как Джон мог бы вернуться к ней. Да, просто еще одна странная глава в истории этой странной дружбы, и связанной с ней песни). У них был ночной джем-сейшн с Гарри Нильссоном, Стиви Уандером и другими. Ринго и Кит Мун только что ушли, так что Пол играет на барабанах Ринго. Но, как всегда, они общаются через музыку. “Есть кто-нибудь, кто придумает эту чертову песню”, - кричит Джон. “Это должна быть песня пятидесятых, или не позже 63-го!”
Песня, которую Джон исполняет на гитаре, - “Stand By Me”, залог вечной преданности. Он и Пол поют ее вместе, обращаясь друг к другу со словами “останься со мной”. Это, мягко говоря, трогательный дуэт, даже если они пьяны и не в ладах. Джон приглашает Стиви Уандера присоединиться — “Стиви мог бы поучаствовать, если бы у него был микрофон!” Но Стиви отказывается, потому что он точно знает, что происходит. Этот момент только для Пола и Джона.
Вот так можно рассказать об этой великолепной песне Битлз “Don't Let Me Down”. Это песня о двух молодых людях, пытающихся преодолеть свои разногласия, и обрести момент единения. Для всех четырех "Битлз" это песня, которая объединяет их, когда ничто другое уже не может помочь. Это чудо, что они смогли создать такую песню - мощную и удивительно красивую во время своего внутреннего кризиса. Джон борется со всеми своими эмоциями и страстями, которые пугают его больше всего, но он опирается на своих собратьев по группе, чтобы те придали ему сил и смелости.
==============
И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.
Еще о Битлз:
- Битлз - Пенни Лэйн
- "Он даже не лучший барабанщик в Битлз". Правда или нет?
- 10 неизданных песен Битлз
- На их концерте было 4 человека
- Песня Битлз, которую отказался петь Леннон
- Revolver
- Битлз в Hollywood Bowl. 58 лет назад
- Маккартни: "Запись из Get Back вернула меня к жизни"