Большие поля камней размером с кулак покрывают дно Тихого океана. Лежащие на глубине миль океана, эти породы наполнены медью, никелем, марганцем и кобальтом, необходимыми для создания аккумуляторов для электромобилей.
По мере роста глобального спроса на электротранспорт эти металлы превратили удаленную подводную равнину в поле битвы за принятие трудных решений, необходимых для борьбы с изменением климата. Зарождающаяся глубоководная горнодобывающая промышленность растет, чтобы добывать эти породы.
Первые заявки на коммерческую добычу уже поданы, несмотря на неполные правила и шаткую науку о последствиях добычи. Сторонники отрасли говорят, что глубоководная добыча зеленее, чем наземная, что делает ее лучшим вариантом в условиях надвигающейся нехватки полезных ископаемых для электромобилей и сжатых сроков для обезуглероживания транспорта.
Морские ученые и климатологи говорят, что данных о морском дне мало, чтобы оценить возможные последствия для биоразнообразия океана и связывания углерода, и что для получения целостной оценки потребуются десятилетия исследований. Но у мира нет десятилетий, чтобы решить, как бороться с изменением климата. А когда дело доходит до регулирования глубоководной добычи, у международного сообщества может быть еще меньше времени.
Металлы для производства экологически чистых энергетических батарей можно добывать на суше, в море или перерабатывать. Сторонники морской добычи говорят, что добыча полезных ископаемых в океане будет безопаснее для рабочих, чем традиционная добыча полезных ископаемых, и будет иметь меньший углеродный след за счет предотвращения вырубки лесов.
Добыча полезных ископаемых на суше также сосредоточена в определенных странах, что дает им огромную власть над добычей и распределением. Более 75% лития и редкоземельных элементов поступают из Австралии, Китая и Конго, в которых также содержится более 70% мировых запасов кобальта.
Напротив, международные глубоководные воды являются домом для триллионов богатых минералами конкреций. Месторождения конкреций между Гавайями и Мексикой, известные как зона разломов Кларион-Клиппертон размером с Соединенные Штаты, по оценкам, содержат в шесть раз больше кобальта и в три раза больше никеля, чем запасы земли.
Экологи утверждают, что лучший вариант — отказаться от добычи полезных ископаемых и собирать критически важные материалы путем переработки электроники. Но в отчетах Всемирного банка и Международного энергетического агентства делается вывод о том, что переработка сама по себе не удовлетворит мировые потребности в экологически чистых энергетических минералах. К 2050 году мировой спрос на такие полезные ископаемые, как кобальт и никель, вырастет почти на 500%, прогнозирует Всемирный банк.
Эксперты говорят, что стабильный поток свежедобытых полезных ископаемых станет ключом к обезуглероживанию транспорта. Дефицит может привести к повышению цен на электромобили или нанести ущерб производству, что замедлит их внедрение.
Среди различных типов месторождений полезных ископаемых морского дна наибольший коммерческий интерес представляют конкреции, богатые металлами. Хотя породы были обнаружены более века назад, попытки промышленной добычи начались только в 1970-х годах.
Международный орган по морскому дну был создан в 1994 году для надзора за добычей полезных ископаемых в открытом море. Хотя он продолжает разрабатывать Горный кодекс или правила международной глубоководной добычи, он уже выдал как минимум 29 разведочных лицензий, позволяющих странам и их подрядчикам искать узлы, тестировать горнодобывающее оборудование и проводить экологические анализы. Шестнадцать лицензий предназначены для добычи полиметаллических конкреций в зоне разлома Кларион-Клиппертон.
В отличие от безжизненных засушливых районов, которыми большинство людей считают дно океана, отдаленное дно океана представляет собой биоразнообразную и сложную экосистему. Интенсивная логистика спуска на дно моря мешает большинству исследований. Только в последние несколько десятилетий ученые начали складывать кусочки этой картины воедино.
Интерес к глубоководной добыче полезных ископаемых теперь привлекает промышленные и академические доллары, расширяя наше понимание этой равнины. Канадская горнодобывающая компания DeepGreen с 2012 года потратила миллионы долларов на изучение исходных экологических показателей своих договоров аренды и способов смягчения воздействия сбора конкреций на морскую среду.
Уборка глубоководного ила также может воздействовать на микробы, которые живут на морском дне и потребляют углекислый газ. Эти микробы поглощают так называемый природный углекислый газ, или углерод, который был выделен не людьми, а происходящими органическими и неорганическими процессами. Бактерии могут нести ответственность за до 10% «естественного» фонового углерода, ежегодно поглощаемого океаном.
Ученые не знают, изменит ли вмешательство микробов в результате добычи полезных ископаемых способность океана улавливать и удерживать углерод в долгосрочной перспективе. Очевидно, что эта бактерия медленно восстанавливается после нарушений. В 1989 году исследователи затащили небольшие плуги в бассейн Перу, чтобы имитировать мелкомасштабную добычу полезных ископаемых. Десятилетия спустя на этих участках остаются шрамы, а микробная активность снижается.
Компании, занимающиеся глубоководной добычей, говорят, что количество морского дна, которое может быть нарушено, не имеет отношения к уровню углерода. Даже если добыча породы серьезно нарушит круговорот углерода в горнодобывающих районах, добыча породы, достаточной для строительства 1 миллиарда электромобилей, нарушит только 0,2% глубоководных бактерий океана.
Metals Company, еще одна канадская горнодобывающая компания, говорит, что богатые металлом породы на морском дне могут помочь защититься от ископаемого топлива. Но критики говорят, что их добыча может привести к разрушению окружающей среды, но пока никто точно не знает, каковы будут последствия.
Компании, заинтересованные в добыче полиметаллических камней на шельфе, говорят, что это позволит замедлить добычу на суше, но эксперты говорят, что нет никаких доказательств того, что добыча на суше исчезнет или хотя бы уменьшится, если мы будем разрабатывать морское дно. Это положит конец ситуации, когда экологический ущерб увеличится на суше, а затем и на море.
Среди 29 компаний и правительств, которые уже имеют лицензии на разведку в международных водах, DeepGreen заявляет, что может начать полномасштабные операции к 2025 году.
Эксперты в области энергетики говорят, что для отказа от ископаемого топлива нам нужны металлы для аккумуляторов, солнечных батарей и ветряных турбин. Чтобы избежать наихудших последствий изменения климата в ближайшие десятилетия, миру необходимо добывать как минимум в четыре раза больше металлов и редкоземельных элементов. Узлы могут помочь с этим, но нам все равно потребуется много добычи и переработки земли.
Читайте другие статьи на канале, и, пожалуйста, оставляйте комментарии с вашими мыслями по поводу написанного в статье. Спасибо.