Эта статья продолжит сразу две других, как собственно тему Крыма в творчестве русских художников, так и тему путешествий Ивана Шишкина:
Наиболее известна поездка Ивана Шишкина в Крым в 1879 году, хотя искусствоведы отмечают, что художник был на полуострове несколько раз. Правда не снабжая это деталями в виде датировки. Достоверно известно то, что впервые художник собирался туда поехать еще в 1859 году, так как есть письмо его учителя, Аполлона Мокрицкого, который скептически отнесся к желанию своего ученика:
Перемена края, новая природа, подействуют на Вас благотворно и чем резче будет сделан этот переход, тем вернее успех, а потому намерение ехать сперва в Крым мне кажется не основательным. Положением, что Крым далеко не Вятка и не Петербург, но все же он не Италия и не Швейцария, да и охота Вам тащиться на перекладных полторы тысячи верст под самыми тяжелыми и скучными впечатлениями, для того, чтобы увидеть слабый оттенок прекрасного.
Однако же советам своего учителя, Шишкин не внял - Италию он никогда так и не посетит, а вот в Швейцарии побывает, но так и не встретится там с Александром Каламом, к творчеству которого относился с интересом, хотя и не совсем однозначно.
Итак, много лет спустя, в мае 1879 года, Шишкин вместе со своей семьей, а также коллегой Ефимом Волковым и учеником Андреем Шильдером, отравляются в Крым. Там они пробудут до осени и посетят Гурзуф, Алупку, Алушту, поднимутся на вершину Ай-Петри. Вероятнее всего, именно момент восхождения художник изобразил на этой небольшой картине:
Историк и писатель Лев Анисов в своей книге, посвященной художнику пишет об этом путешествии так:
Крым оказался живописным. Бродили по густым лесам, лазали на кручи, работали в монастыре Козьмы и Домиана. Впечатлений было предостаточно. Погода благоприятствовала, и этюдов написали множество. Из Алупки добирались до Гурзуфа как цыгане, в арбе [телеге - прим. автора].
В ноябре 1879 года художник Иван Крамской писал Павлу Третьякову:
Шишкин воротился из Крыма с целым ворохом рисунков и этюдов, и я должен сказать, что он взглянул на южную природу по-своему и положительно сделал успехи в колорите.
Газеты той эпохи сообщали, что на следующий год "Шишкин впервые представил на выставке не картины, а этюды – зарисовки с натуры. Это был цикл из двенадцати пейзажей, написанных им в 1879 году во время его приезда в Крым."
Искусствовед Ирина Шувалова подытоживает крымский опыт художника:
И в природе Крыма Шишкин находит созвучные своей душе мотивы – эпически величавые, жизнеутверждающие, простые. Банальная красивость со всеми свойственными ей эффектными атрибутами совершенно чужда его творчеству.
Художник не часто впоследствии возвращался к крымской тематике. Все же он был живописцем с другими предпочтениями, которые, я думаю, всем хорошо известны: роскошные леса в любое время года, корабельные рощи, природа средней и северной полосы России. Крым, на мой взгляд, остался только небольшим эпизодом в творчестве Ивана Шишкина, хоть и любопытным для ценителей его таланта.
Спасибо, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях, мне будет интересно прочитать.