#Авторское #Роман_Ларин #Гашек
Дочитано
Прошлый раз мы попробовали обсудить бравого солдата Швейка с классовых позиций. Сегодня продолжим разговор о его создателе.
На просторах интернета любителями, а на страницах печатных изданий профессиональными критиками активно продвигается такая мысль: хорошо, что Ярослав Гашек вовремя умер и не успел дописать роман про Швейка. Мол, в силу своего характера (!) Гашек всё (!) поливал известной субстанцией и опиши он Швейка в Гражданской войне на стороне красных (или не дай бог, вступившим в РКПб) то получилась бы лютая контрреволюция и Гашека НИКОГДА не издали в СССР. Само собой (по их мнению) досталось БЫ и Советской власти и Красной армии и большевикам, если БЫ Гашек пожил подольше и успел БЫ дописать роман. (не много ли допущений на квадратный сантиметр текста?)
К своим фантазиям критики добавляют комбо из манипуляций и недомолвок: в революцию был на стороне красных? так это по молодости-глупости. Р-романтика! Хорошо ещё в расстреле царской семьи не поучаствовал! (а если б поучаствовал? тоже из романтических побуждений?). И из Советской России уехал - не иначе начал понимать "что к чему в государстве рабочих и крестьян". Конечно же, пошла в ход универсальная формула, объясняющая ВСЁ: Гашек не знал и не понимал России - поэтому про революцию и Гражданскую войну у него получились бездарные агитки, не то что "блистательные" рассказы про кабаки и пирушки времён империи Габсбургов.
****
При таком ходе мыслей получается, что никаких политических убеждений, таланта, авторской позиции, замысла, сюжетной линии, что ведут литературного героя по повествованию от одних обстоятельств к другим у Гашека нет. Есть только автор - гов.. желчемёт, "тролль" 80-го уровня. Это параллельная вселенная, в которой биография Гашека засекречена и непонятно: то ли он убит по пьяни в одесском кабаке; то ли вернулся в Чехию и устроился в буржуазную газетёнку сочинять байки про Гражданскую войну, РСФСР и РККА.
****
Я же готов утверждать, что литературный талант у Гашека был, и писать он мог в разных жанрах и стилях (от сказок до реализма, от лирики до злой сатиры). Что сатира его была направлена штыком - пером на классового врага и да, со штыка иногда капала та самая желчь (но не кровь. Крови он как раз не любил).
Рассмотрим "Бугульминскую" серию рассказов. В СССР их было принято называть фельетонами, но это полноценные рассказы, написанные в реалистичной манере. Есть юмор, ирония, но никакого злого сарказма нет и в помине. Сюжет двигает противостояние Гашека и полевого командира Ерохимова. Назвать Ерохимова красным командиром революционного Тверского полка язык не поворачивается. Ерохимов именно полевой командир. Он доброволец и состав полка из таких же добровольцев (друзей, знакомых, приятелей). Не имеющий понятия о структуре армии (даже количестве человек в полку), субординации, составлении приказов, ведении боевых действий и т.д. Зато у него много революционной горячности (переходящих в горячку и зуд), желания сделать хоть что-то (но не из жажды крови, а чтоб доказать преданность делу революции). Гашек и Ерохимов делят власть в Бугульме: грозятся оружием и трибуналом. Однажды они расстаются "полнейшим друзьями", пообещав друг друга расстрелять и повесить. Некоторым уже не терпится воскликнуть: "Ага! Гашек показывает зло революции, когда повылазили Ерохимовы, готовые всё уничтожить и ни к чему не способные. Одним словом - быдло". Но, как бы не так!
Не знаю, как было на самом деле в Бугульме, но уехав из Советской России Гашек мог вволю оттоптаться и на Ерохимове и на всех советских порядках. И в буржуазной Чехии это нашло бы и своего читателя и заказчика (готового щедро оплатить любую антисоветчину). Но Гашек этого не сделал.
Да разве мало в советской литературе о гражданской войне образов горячих командиров с анархистскими замашками? Чем принципиально Фадеев, Фурманов, Серафимович, Шолохов отличаются от Гашека? Гашек даже мягок к Ерохимову, явно ему симпатизирует. Его Ерохимов разыгрывает спектакль с расстрелом пристава, попа и городского головы, но не марает себя кровью.
Так может солдаты Тверского революционного полка грабили, насиловали, поджигали дома и всячески тиранили местное население? Нет. Никого не обижали, подружились с населением, пили чай, хлебали щи да борщ, делились своей махоркой и сахаром с хозяевами - словом всё было в порядке.
Позиция Гашека в рассказах выражена ясно и без оговорок: она на стороне красных. НИКАКИХ предпосылок, что продолжение Швейка было бы написано в другом ключе, под антисоветским углом зрения НЕТ.
Роман Ларин
И снова Гашек. Часть первая
3 минуты
14 прочтений
17 февраля 202317 фев 2023
1
Взгляните на эти темы