Найти тему
Юридическая служба

🏥🚑 Что делать, если пациенту отказывают в госпитализации или некачественно оказывают медицинскую помощь?

Оглавление

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ устанавливает, что медицинская помощь должна быть доступной и качественной.

Тем не менее случаи некачественного оказания медицинской помощи или вовсе отказа в медицинской помощи на практике встречаются нередко.

Согласно ст. 11 Закона отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

Как этому противостоять

В таких случаях, помимо письменных жалоб главному врачу медицинского учреждения, где гражданин получает медицинские услуги, пациент может пожаловаться на некачественное оказание медпомощи в страховую компанию. Адресат страховой компании указан в страховом полисе пациента.

В просительной части заявления необходимо требовать проведение специалистами отдела по защите прав застрахованных граждан вневедомственной экспертизы в связи с жалобами на ненадлежащее оказание медицинской помощи. В заявлении нужно четко сформулировать, почему пациент считает оказанную медпомощь неадекватной и неполной.

Статья 16 Федерального закона №326 от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривает получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи.

По результатам проверки пациент может просить предоставить акт экспертизы качества медицинской помощи, в котором будут указаны ее дефекты и информация о применении к медицинскому учреждению штрафных санкций. Грубые нарушения медиков при некачественном лечении могут стать основанием для обращения в суд с иском о компенсации морального вреда.

Что еще можно сделать, если пациенту отказывают в госпитализации или некачественно оказывают медицинскую помощь

Если оказанная медицинская помощь серьезно и негативно повлияла на состояние здоровья, пациент одновременно с обращением в страховую компанию может инициировать проведение проверки в местном управлении Росздравнадзора.

Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 августа 2020 года N 844н (п. 11.1.2.2.), делегирует им право проводить проверки в медицинских учреждениях на предмет соблюдения медиками порядков и стандартов оказания медицинской помощи.

Фактически это означает, что после жалобы пациента на некачественное инструментальное, лабораторное обследование и лечение в целом специалисты территориального Росздравнадзора формируют состав штатных и привлекаемых специалистов-экспертов с целью проведения внеплановой проверки.

В компетенцию Росздравнадзора входит в том числе проверка медицинского учреждения на предмет достатка медицинского оборудования, оборота медицинских изделий. По сути, это означает, что пациент вправе просить от ведомства ответа на вопрос, почему ему не были проведены те или иные обследования (инструментальные, лабораторные), соответствует ли оснащение больницы установленным стандартам.

При такой ведомственной проверке истребуется и анализируется вся медицинская документация пациента с целью оценки качества лечения, поэтому инициировать разбирательство в территориальном органе Росздравнадзоре имеет смысл при неблагоприятном исходе лечения.

Отдельно в таком случае изучаются образовательные документы врачей (диплом, а также сертификат по специальности, который врачи должны подтверждать с определенной периодичностью).

По результатам проверки составляется акт проверки, в котором указываются выявленные нарушения, а также выносится предписание руководству лечебного учреждения об устранении выявленных нарушений. По этой причине в обращении гражданин вправе предоставить ему полный акт проверки.