Найти тему
Русский и Литература

Как анализировать прозу в ЕГЭ по литературе и на олимпиадах? 31 вопрос для исследования

Оглавление

Как работать с незнакомым или малознакомым текстом? Можно ли его грамотно проанализировать, если нет практически никаких исходных данных об авторе, истории создания, не прочитана критика? Эти вопросы чаще всего возникают на олимпиадах, но и при подготовке к ЕГЭ по литературе тоже проскакивают. И чтобы сделать анализ хоть сколько-нибудь успешным, я предлагаю следовать разработанному мной плану.

А вы согласны с Боромиром?
А вы согласны с Боромиром?

Знакомство с текстом

1. Читаем текст и определяем его тему (темы), идею, проблематику. Если это лишь кусочек целого (как это всегда бывает в первой части КИМа ЕГЭ), обращаем повышенное внимание на заголовок, эпиграф (при наличии), имя автора и год написания. Это важнейшие исходные данные, которые нужно соотносить с историческим контекстом, биографией автора и иными произведениями того же периода (этого автора или других).

9 подсказок для анализа лирики на отлично
Русский и Литература16 декабря 2020

2. Читаем текст второй раз и выделяем смыслообразующие художественные приёмы. Это значит, что не надо гнаться за каждой метафорой или сравнением, гиперболой или эпитетом. Обращаем внимание на речевые и портретные характеристики, детали, аллюзии, интерьер, пейзаж и т.д. Подчёркиваем в тексте места, которые заинтересовали или вызвали вопросы. Это опора для дальнейшей работы.

3. Определяем жанр произведения. К основным жанрам эпоса относятся: рассказ, новелла, повесть, роман, литературная сказка, былина, притча. К жанрам драматического рода – трагедия, комедия, драма.

Род литературы и жанр. Полезная теория для ОГЭ и ЕГЭ доступно
Русский и Литература13 декабря 2020

Исследование текста на разных уровнях

Чтобы выполнить его качественно, следует ответить на ряд вопросов.

🎁 Композиционный уровень

1) Можно ли разделить текст на части?

2) Как они соотносятся между собой?

3) Каков вид композиции: кольцевая, линейная, зеркальная, ретроспекция и т.д.

4) Если дан фрагмент текста, то к какой композиционной части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог) произведения он относится?

👨‍👩‍👧‍👦 Система персонажей

1) Какие типы героев есть в тексте: главные, второстепенные, внесценические, герои-маски и т.д.

2) Какие образы являются ключевыми и почему?

3) Описаны ли типичные герои: классический герой, романтический герой, «лишний человек», «маленький человек», «новый человек», «бывший человек», человек толпы?

Эпический или классический: кто настоящий герой?
Русский и Литература8 июня 2021

4) Как выстроены отношения: герои сопоставлены, противопоставлены, описаны параллельно, они объединяются или противостоят друг другу?

5) Сколько героев в тексте: мало или, наоборот, присутствует избыточность?

"Маленькие люди" - бессмертный "хит" русской литературы.
Русский и Литература18 февраля 2021

😬 Конфликт

1) Как можно охарактеризовать конфликт произведения?

2) На каком уровне происходит противостояние: идейный, общественно-политический, мы наблюдаем внешнюю бесконфликтность?

3) Как разрешается конфликт?

4) Есть ли другие произведения со схожей тематикой и конфликтом, которые можно сопоставить с анализируемым?

⏲ Особенности хронотопа, то есть пространства и времени в произведении

1) Есть ли нарушение хронологии?

2) Равномерно ли течет время?

3) Как время и место действия влияют на сюжет и героев?

4) Есть ли смена локаций и если да, то с чем это связано?

5) Какую роль выполняет пейзаж/интерьер?

6) Присутствуют ли цветопись или звукопись, характеризующие пространство?

Как получить максимальный балл за литературное сочинение?
Русский и Литература18 декабря 2020

👨‍💻 Свойства повествования

1) Есть ли рассказчик?

2) Где находится автор: над персонажами, зная о них больше, чем они сами о себе (монологическая подача), или рядом с персонажами, споря с ними или поддерживая (полифоническая подача)?

😝 Языковой уровень:

Анализируем лексику

1) Какую лексику использует автор? Есть ли просторечия, жаргонизмы, профессионализмы, слова высокого стиля, канцеляризмы?

2) Каковы лексические особенности речевых характеристик героев: богатство словаря или его бедность, намеренные повторы, употребление слов в несвойственном для них значении?

3) Есть ли в тексте тропы, то есть слова в переносном значении? Какие?

Анализируем синтаксис

1) Есть ли в тексте фигуры речи: риторические восклицания, вопросы, обращения?

2) Используются ли приемы: инверсия, анафора, эпифора, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация и др.?

ЕГЭ по литературе: как превратить кодификатор в трекер чтения и готовиться эффективно
Русский и Литература10 декабря 2021

Анализируем фонетику

1) Есть ли у текста определённый ритм?

2) Использует ли автор звукопись в виде описания или повтора определённых звуков (аллитерация, ассонанс)?

🚀 Интертекстовый уровень

1) Использует ли автор реминисценции, аллюзии?

2) Применяет ли автор цитирование или как-то по-другому указывает на иные произведения?

3) Прослеживается ли диалог между текстами разных авторов? Как это трансформирует понимание исходного текста?

Если вы ответите хотя бы на половину перечисленных выше вопросов, анализ будет интересным и насыщенным!

Приступая к написанию анализа, всегда следуйте в конкретно заданном направлении. Лучше всего написать тезисный план, который позволит чётко структурировать мысли и не уйти от заданной темы. Говорить обо всём, что вы обнаружили при исследовании, необязательно. Используйте только ту информацию, которая поможет проанализировать текст глубже. Помните, что главное не количество, а качество ваших слов.

Анна Терехова

Раскладываем все статьи по полочкам: постоянно обновляемый навигатор по каналу
Русский и Литература13 декабря 2021

Дорогие читатели! Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.