Про героя сегодняшней публикации можно было бы в принципе вообще ничего не писать и ограничиться только показом «картинок». Картинки всё сказали бы за меня. Такова уж особенность творчества этого мастера. Его совершенно не надо объяснять, к достоинствам его живописи не надо привлекать внимания. Всё понятно для всех. Его манера максимально заточена под то, чтобы быть воспринятой самым неискушенным зрителем. А его композиции рассказывают истории яснее, чем это можно сделать при помощи слов.
И неудивительно. Одним из основных направлений его работы была рекламная иллюстрация. Тот жанр, в котором двусмысленность недопустима, всё должно быть кристально чётко и узнаваемо. Однако, он был не только рекламистом. В его жизни интересно переплелись коммерческое и духовное начала.
Гарольд Джозеф Андерсон родился в семье Джозефа и Клары Сталь Андерсон 11 августа 1906 года в Чикаго, штат Иллинойс. Его отец, рабочий по металлу, эмигрировал в Соединенные Штаты из Швеции. Гарри изучал математику в Университете Иллинойса, пока однажды не начал посещать уроки рисования. Затем он перевелся в школу искусств Сиракузского университета. А как только окончил школу, переехал в Нью-Йорк.
В 1930-х годах художникам сильно затрудняла поиск работы Великая депрессия. Однако талант Андерсона распознали быстро и в 1932 году его наняли для иллюстрирования рассказов в журнале Collier's magazine, после чего он стал одним из постоянных художников этого издания. После двух лет работы в Нью-Йорке он переехал в Чикаго, чтобы продолжить там свою карьеру.
Андерсон работал в Stevens-Gross, агентстве художественных услуг в Чикаго. Он был одним из пятнадцати художников компании. Его рисунки были опубликованы в популярных американских журналах, таких как Good Housekeeping, Ladies’ Home Journal, Woman's Home Companion и Cosmopolitan. Кроме того, он создавал книжные иллюстрации — с ними выходили многочисленные сборники рассказов. Андерсону приходилось искать натурщиков, которые позировали бы для его рисунков, и часто он использовал людей, работавших в том же здании, что и он. Одной из таких женщин была Рут Хьюбел.
Рут и Гарри поженились в 1940 году, через двенадцать месяцев после знакомства. Их первый ребенок, Тим, родился в октябре 1941 года. В 1943 году семья пополнилась дочерью Кристин. К этому времени Андерсон сотрудничал с художником-фрилансером Хэддоном Сандбломом, который позже вошел в историю как фирменный художник компании Кока-Кола.
Таким образом, как видим, он становился типичным и достаточно успешным коммерческим иллюстратором. И не было бы в его работе ничего, кроме книжных и рекламных иллюстраций, если бы не одно обстоятельство.
По мере развития техники рисования Андерсона и увеличения его рабочей нагрузки, рос и его доход. Он купил дом в Хайленд-парке, недалеко от озера Мичиган, где устроил себе хорошую мастерскую. Ремонтом дома занималась бригада некоего Джона Столлера, который был последователем Церкви адвентистов седьмого дня. И тут берет своё начало отдельная история и ещё одно, очень важное направление в работе Андерсона. Картины религиозной тематики. Ибо художник сначала начал посещать местную церковь адвентистов, а потом стал ее полноценным адептом, и изменил в связи с этим не только свой образ жизни (в частности, бросил курить), но и круг задач, принимаемых им в работу ради заработка.
Например, Андерсон решил, что «не может с чистой совестью рисовать рекламу алкоголя или создавать иллюстрации к книгам, которые нельзя классифицировать иначе, чем развлекательное чтение». Он начал подумывать о работе в организации адвентистов. Художественный отдел издательской ассоциации адвентистов “Ревью энд Геральд” в 1945 году состоял всего из нескольких человек и размещался на каком-то чердаке. Разумеется, руководство издательства было в восторге, когда сообразило, что они могут привлечь для оформления религиозной литературы такого художника, как Андерсон.
Сам художник, однако, этих восторгов в полной мере не разделял по одной-единственной, но достаточно веской причине. Он не был готов трудиться за небольшую зарплату, которую издательство предлагало за полный рабочий день. Поэтому он начал с внештатной работы в "Ревью энд Геральд".
На самом деле, это достаточно драматическая коллизия для любого творческого человека. Противоречие не в том, что хочется себя попробовать и в иллюстрациях к беллетристике, и в бытовых рекламных зарисовках, и в картинах с изображениями святых и ангелов. Разнообразие интересов — как раз плюс, оно помогает приобретать опыт, разобраться в себе. Проблема — когда ты уже осознал, чем хотел бы заниматься, к чему чувствуешь интерес и в чем видишь призвание, но этот вид деятельности, увы, не может стать для тебя источником заработка и обеспечить тебя и твоих близких едой, одеждой и крышей над головой.
В случае с Андерсоном, правда, вопрос не стоял так остро. Он чувствовал себя призванным и обязанным создавать картины «с духовным содержанием». Однако по его работам на иные сюжеты незаметно, что его особо тяготила необходимость порой рисовать счастливых людей с кока-колой, семьи на фоне сияющих автомобилей и иллюстрации к юмористическим рассказам. К счастью, его талант наблюдателя и рассказчика был мощнее и шире тех установок, которые он мог давать себе как сотрудник рекламных агентств или религиозных издательств. Он, прежде всего, был прекрасным художником.
Первой цветной картиной Андерсона для “Ревью энд Геральд” была иллюстрация "Что случилось с твоими руками?" Впоследствии он прославился такими сюжетами: любящий, доступный Иисус в современной обстановке. Это стало поворотным моментом для "Ревью энд Геральд" и в целом для художественного оформления материалов церкви адвентистов в Америке.
Несмотря на то, что публикация этой работы принесла Андерсону самую крупную сумму, которую он когда-либо получал за отдельную иллюстрацию, за заказы от других работодателей он в сумме все равно получал гораздо больше. В 1946 году Андерсоны переехали в Такома-Парк, штат Мэриленд, и Андерсон продолжил работать в The Review в качестве художника-фрилансера. The Review предоставила ему студию в одном квартале от издательства. Андерсон внес свой вклад в иллюстрации к популярной серии Артура С. Максвелла "Библейская история".
Я впервые увидел некоторые из его работ в 90-е годы. Тогда в Россию стали приезжать представители самых разных конфессий с образцами своей литературы духовного содержания. На тот момент оформление аналогичных материалов у нас как бы продолжало следовать традициям, заложенным ещё в дореволюционное время, поэтому иллюстрации в зарубежной религиозной литературе с использованием современных мотивов смотрелись достаточно свежо. Это были не иконы и не рождественские открытки, а всё-таки живопись! Да, достаточно сильно «причесанная» и благообразная, но профессионально и со знанием дела исполненная. Компетентность и близость к реальности всегда подкупают. Неудивительно, что заказчики Андерсона дорожили сотрудничеством с ним.
В 1951 году художник решил переехать в Массачусетс, где продолжил работать в новой студии. Рут Андерсон была его секретарем, руководила деловыми операциями, взаимодействовала с клиентами и договаривалась о цене на работы. Навестить его студию приходили бывшие коллеги, друзья и просто знакомые и интересующиеся его работой люди. По свидетельству очевидцев, студия Андерсона была больше, чем просто пространством, где он рисовал, это было место, "где царила общая для всех творческая атмосфера".
Андерсон писал картины на религиозные сюжеты не только для церкви адвентистов. Его картина "Второе пришествие" для Церкви Святых Последних Дней - один из примеров того, насколько широко его работы были популярны в самых разных религиозных общинах. Первой картиной Андерсона для мормонской церкви был “Иисус и его апостолы” на панели размером пять на двенадцать футов для показа в павильоне мормонов на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1964-1965 годах. В общей сложности мормонская церковь заказала Андерсону более двенадцати больших картин.
Помимо богатого спектра сюжетов художника, следует отметить его владение множеством изобразительных техник. Его работы выполнены акварелью, гуашью, маслом, на бумаге, картоне, холсте. При этом незаметно, чтобы он испытывал какие-либо трудности при переходе от одной техники к другой, или от графики - к живописи. Его работы всегда грамотно и изобретательно скомпонованы, великолепно нарисованы, отлично разобраны по тону и цвету.
В 1976 году Рут Андерсон вместе с Рэймондом Вулси опубликовала книгу о творчестве и жизни художника с детства до 1970-х годов, когда он прекратил работать на заказ.
Андерсон умер 19 ноября 1996 года в возрасте девяноста лет в Дэнбери, штат Коннектикут. У него и у его жены Рут было двое детей, шестеро внуков и один правнук.
За свою жизнь Андерсон получил ряд наград и призов, в том числе премию Клары Обриг от Национальной академии дизайна, а также награды Американского общества акварелистов и Клуба арт-директоров. В 1977 году он был удостоен степени почетного доктора изобразительных искусств Университета Эндрюса.
Конечно, художественные достоинства работ Андерсона колеблются в достаточно широком диапазоне. У него много работ, должным образом сопровождающих литературные и рекламные тексты, но не более того. Есть, однако, и работы самоценные, мастерски выполненные и исполненные подлинного чувства. Он умел наблюдать, мог подсмотреть в жизни и максимально доходчиво передать зрителю очень тонкие оттенки эмоций, того, что теряется в сутолоке жизни. Мог изобразить простые, но
такие настоящие движения души, знакомые всем нам.
Разумеется, те иллюстрации, которыми сопровождается статья - только часть наследия мастера. Если вы найдете и сочтете нужным показать мне и читателям Дзена другие его работы, а также сможете что-то узнать о тех репродукциях, для подписей к которым у меня не хватило времени и сил, я буду только рад. С удовольствием также прочитаю в комментариях о других известных вам фактах из жизни художника, особенно о тех, мимо которых сам я мог пройти или которые не стал упоминать по иным причинам.
Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:
Также рекомендую Вам каналы, на которые сам я подписан и которые всегда с интересом читаю:
Удачи вам! Буду, как всегда, признателен за подписки, лайки и комментарии!