Великолепная картина Павла Федотова «Сватовство майора», без сомнения, одно из самых интересных полотен середины XIX века, своего рода энциклопедия жизни того времени.
С момента своего первого появления перед публикой «Сватовство майора» вызвало невероятный, ни с чем несравнимый интерес. И не только потому, что изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни, что редко бывало до этого, но главное – КАК было всё изображено, какими деталями наполнено, как выстроен был сюжет картины – всё это было для того времени новым, еще не виданным доселе произведением изобразительного искусства.
Надо отметить, что художник Павел Федотов долго шел к окончательному варианту картины, сделал сотни зарисовок, десятки эскизов, пока весь сюжет, все персонажи и детали не сложились в гармоничную и можно сказать совершенную картину тогдашней жизни. К тому же, несмотря на то, что картина невелика по размерам (58,3 × 75,4 см), она очень тщательна по отделке, композиции и колориту.
Так что же мы видим на картине?
Перед ними неожиданно открывается комната купеческого дома, в которой происходили спешные, последние приготовления к встрече жениха. Со свойственной ему остротой и наблюдательностью Павел Федотов подмечает в изображаемом событии и в каждом из действующих лиц самое характерное, самое типичное. Не даром для своей картины он выбрал самый напряженный момент, когда все чувства и помыслы этих людей обнажаются, проявляясь со всей полнотой и искренностью.
Федотов долго размышлял по поводу того – какой момент сватовства изобразить. И решил показать не сам процесс переговоров, когда каждая сторона, зная заранее свою роль, эту роль и играет, а тот миг, когда занавес вот-вот поднимется над сценой, когда не все еще установилось и прибралось должным образом и легкое смятение владеет каждым, на глазах у нас торопящимся перевоплотиться в предписанный ему образ.
И вот это напряжение, этот едва уловимый почти зыбкий момент как раз и изобразил художник. Да так мастерски, что незамеченной его картина просто не могла быть.
Итак, в купеческом доме суматоха. Возможность породниться с дворянином-майором прельщает, ради этого можно и выложиться хорошенько. Исход переговоров как будто ясен, но торг есть торг. Надо соблюсти достоинство, показать, что и мы не лыком шиты,— и принять гостя можем, как следует, и приодеться к случаю, и нести переговоры без унизительной суетливости.
И каждый персонаж картины и его местоположение у художника совсем не случайны – всё в «Сватовстве майора» работает на главный замысел полотна.
Жених майор явился, он в доме, его еще никто не видит, но о явлении его уже известно. Правда, при этом получалось, что преимущественное внимание доставалось купеческому семейству, в лоне которого все происходит. Сам же майор оказывался на втором плане, в почетной, но пассивной роли возбудителя беспокойства. Однако для единства и силы целого приходилось чем-то поступиться.
Федотов так старался разместить своих героев, расставляя и повертывая их, такие жесты придавал им и так направлял их взгляды, чтобы каждый связывался со своими соседями, или хотя бы с одним соседом.
В общем, композиционно картина просто великолепна, впрочем, как и во всем остальном.
Что ж, пора перейти к главным персонажам и тому, как они работают на сюжет в целом.
Но начнем мы не с персонажей, а с… двери. Да, да, именно с двери. Удивительно как сработал этот прием у художника - дверь, отворенная в соседнюю комнату. Майор там, семейство здесь, они разделены стеной и дверным проемом. Каждый, почитая себя недоступным чужому взгляду, занят подготовкой к решительной встрече, и один лишь зритель имеет возможность обозревать их одновременно и их сопоставлять. Вроде бы просто, но за этой простотой стоит тщательная продуманность художником всей композиции картины, ее неслучайность.
Так что составляя свою хитро извивающуюся вереницу персонажей, Федотов одновременно заботился о том, чтобы каждому отвести в ней место, согласное с его значением в развертывающейся истории сватовства.
Итак, обратимся к основным персонажам картины. У каждого из них была своя правда, и каждого Федотов понимал, к каждому относился пусть и с некоторой иронией, но не без определенной симпатии.
Начнем с того персонажа, который явился причиной общего переполоха.
Майор.
О том, почему жених в таком звании и обо всех других нюансах, с ним связанных, я рассказал в предыдущих публикациях. Сейчас же обращу внимание на то, что майор изображен на втором плане, как фигура хоть и важная, но по существу нужная только для объяснения причины суматохи в купеческом доме.
Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и этим как бы противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера. Офицер явился при параде — в мундире, а не в сюртуке, при сабле и треугольной шляпе, в сиянии «густых» штаб-офицерских эполет. Он молодится, втягивает взращенное неумолимостью лет и неумеренностью привычек брюшко, молодцевато подкручивает усы — словом, старается набить себе цену.
Он пока не видит того, что происходит в комнате, где разворачивается основное действие, и ожидает приглашения войти. Фигура его подтянута, глаза чуть прищурены — он явно рассчитывает на благоприятный исход будущего «сражения». Наверняка в предстоящем разговоре он с нарочитой небрежностью поведает о близости к знатным особам, с напускной скромностью — о заслугах перед государем и отечеством, о блестящих видах по службе.
Считается, что образ майора дался художнику относительно легко — с учётом его творческого опыта и наблюдений, сделанных во время десятилетней службы в лейб-гвардии Финляндском полку. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты».
Так что майор по воле художника по самому характеру расположения за дверью оказался как бы на окраине основного действия. Впрочем, его персонаж вполне ясен для зрителя, так что особенно на нем акцентировать свое внимание художник не стал.
А вот остальные главные персонажи картины куда интереснее. И все они типичны для купеческой среды тех лет. И как раз этим и были любопытны для публики, которая ко времени появления картины была мало знакома с этой средой.
Все персонажи картины (как главные, так и второстепенные) разбиты на группы, каждая из которых развивает свою сюжетно-образную линию в пределах темы картины. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. Повинуясь воле художника, зритель переходит от персонажа к персонажу, все они оказываются связанными между собой жестом или позой. Таким образом, создается своего рода «композиция движения». Сам метод группировки действующих лиц явился в то время совершенно новым для русской жанровой живописи приемом.
Интересно заметить, чо художник так располагает комнату и действующих лиц в ней, что у зрителя создается невольное ощущение, будто он заглянул в окно и увидел переполох, царящий в купеческом доме.
Итак, другие главные персонажи картины.
Они находятся в самом центре полотна – это купеческая дочь и ее мать.
Они не случайно расположены художником именно в центре картины и при этом ярко освещены - так освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей.
Наиболее колоритна на картине фигура матери — располневшей, но с остатками прежней красоты в лице. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома — она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря.
Она определенно готовилась к приходу значимого гостя – не даром купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани, а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Но есть в её наряде некоторое несоответствие традиции, принятой в то время для замужних дам: у неё на голове не чепец, а по-деревенски повязанный платок. Очень заметна (и это не просто так) сережка с бриллиантами, свисающая с уха, что говорит о желании показать состоятельность семейства. Однако крестьянское происхождение этой героини выдает все тот же платок. Да, она дорого одета, на ней есть драгоценности, но в то время женщины более высокого класса не носили платки и, конечно, не позволяли себе подобных жестов рядом с чужими людьми.
Но главное не это, главное то, что она обуяна материнским желанием пристроить получше дочь и проникнута ответственностью, которая лежит на ней: глыбисто-тяжеловесная, она кажется подлинной хозяйкой в доме, вертящей всем, как ей надо (домострой — домостроем, а в реальной жизни всё складывается порой куда сложнее). Она и перепуганную дочь приведет в чувство, и мужа незаметно одернет и направит, а тех, задержавшихся в углу у стола, удалит одним повелительным взглядом.
Что тут скажешь… Тип маменьки на картине Павла Федотова — просто великолепен.
Но купчиха хоть и расположена на первом плане и хорошо видна зрителю, но ее роль в картине, все-таки, не главная. А главный персонаж на картине, это купеческая дочь, которую мать удерживает от желания убежать из комнаты. И эта главность дочери особо подчеркивается художником. Именно дочь является самым светлым пятном картины, именно она находится в наиболее интенсивном движении. Фактически – это центральный персонаж всего полотна.
Родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, но такое платье предназначалось не для смотрин (которые показаны на картине), а для парадного окончательного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин. Очевидно свой наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. В полном замешательстве она стремится убежать из комнаты куда-нибудь к себе, в свою светелку.
Стоит обратить внимание на то, что у барышни вместо полагающегося в дворянской среде веера – платок. Это говорит о том, что купцы плохо разбирались в дворянском этикете.
Ей, конечно же, было известно о приходе жениха. О чем, как не об этом, говорят и ее дорогое платье, и жемчужное ожерелье, и. только что сделанная прическа.
Хочется заметить, что образ купеческой дочери (которую часто называют невестой, что по сути верно) более сложен, чем образ её матери. В ней борются противоречивые чувства. Она очень неловко чувствует себя в новом платье — главным образом, из-за декольте, которое открывает её плечи и грудь, что было само собой разумеющимся в среде дворянской, но не особо приветствовалось в купеческой среде, однако в данном случае купцы решили показать, что они как раз знают о моде дворянской среды, то есть «не лыком шиты». Нелепость же ситуации подчёркивается тем, что наряд купеческой дочери предназначен скорее для бала или другого вечернего мероприятия (как я уже отмечал ранее), а не для знакомства с женихом.
Кроме всего прочего ей непривычно безмерное количество золотых украшений — кольца, колье, серьги, браслеты. Скорее всего, она и одела это всё в первый раз.
Впрочем, бросить камень в ее сторону у меня нет никакого желания – ее роль хоть и главная, но страдательная: нарядили, вывели, строго наказав, как себя вести. Да, чуть жеманна, да, ее убегание немного наигранное, но не надо забывать, что перед нами сюжет из середины XIX века, когда правила для молодых девушек, особенно из незнатных кругов, диктовали определенное поведение, очень далекое от современного. И сколько милой трогательности в сконфуженности невесты, стыдящейся своих, открытых для нескромного взгляда, плеч и метнувшейся в сторону движением, в котором стремительность сочетается с плавностью. И вся девушка напоминает мне большую светлую птицу на взлете. Сколько трогательности в этом прелестном юном существе, самой природой предназначенном для жизни, пусть не очень духовной и совсем не героической, но такой естественной — стать женой, завести детей, обогревать дом теплом своей женской души.
Так что центр композиции полотна составляют порывающаяся убежать из комнаты дочь и мать, удерживающая ее от этого и схватившая дочь за подол платья. Судя по тому, что Федотов поместил руку купчихи, ухватившую свою дочь за подол, почти в самом центре полотна, он придавал этой детали очень важное значение.
Кстати, этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины, для написания её фигуры он использовал манекен (подобный которому я показал в предыдущей публикации), а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова), который согласился позировать Федотову в женском платье… чего только не сделаешь ради искусства!
Вот такие главные герои этой замечательной картины. Но есть в ней и другие персонажи, тоже весьма интересные и важные для раскрытия общего замысла полотна. Кстати, даже кошка на картине не просто так. Впрочем, обо всём этом речь пойдет уже в следующей публикации.
На сегодня пока всё.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Приглашаю вас на свой канал, где уже есть и еще будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
На этом смею закончить и откланяться.
А если кто-то еще не подписался на мой канал - есть такая возможность. Так что подписывайтесь, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.
Ссылки на предыдущие публикации о картине «Сватовство майора» П. Федотова: