Еще в 2002 году индийская компания KK Plastic Waste Management Ltd получила патент на состав на основе пластиковых отходов для асфальтирования дорог. С того времени в мире было создано еще несколько технологий, позволяющих вводить в смесь для покрытия дорог вводить отходы пластиков. В некоторых странах даже начали строить дороги из таких материалов. А вот в России строительство дорог из пластиковых отходов до сих пор не ведется. Разбираемся, с чем это связано.
Первопроходцами использования пластиковых отходов при асфальтировании дорог стали инженеры индийской компании KK Plastic Waste Management Ltd. Еще в 2002 году они предложили миру полимерную смесь KK Poly Blend, состоящую из переработанных ПЭТ бутылок, пластиковых стаканов и пакетов. В составе асфальтобетонной смеси этот материал замещает 8% битума. При этом срок эксплуатации дорог из KK Poly Blend увеличился в два раза.
Из Индии идея использовать для строительства дорог отходы полимеров распространилась по всему миру. Свой состав, созданный из отходов полимеров и частично заменяющий битум, предложили шотландская компания MacRebur и канадское предприятие Green Mantra. Позже идею подхватили нидерландцы и британцы. В результате в развитых странах, а также в Индии уже проложены сотни километров дорог из асфальтобетонной смеси, содержащей пластиковые отходы.
В России также велись разработки технологий, позволяющих использовать отходы из пластика при строительстве дорог. Например, этим вопросом занималась компания ОАО «Роснано» в рамках программы «Инновационная дорога». По этой программе планировали при строительстве магистралей в Татарстане, Москве, Рязанской области использовать полимерные переработанные материалы. Технологии, подобные индийским и канадским, также разрабатывались в Ярославле и Новосибирске.
Но все российские проекты и разработки так и остались на бумаге. Пока в стране не построено и десятка метров дорог из полимерных отходов. Причина такой ситуации – проста и вполне ожидаема. Как оказалось, законодательно использовать при строительстве дорог пластиковые отходы и добавки на основе переработанного пластика нельзя. Ведь любая дорога должна соответствовать ГОСТам, СНиПам и другим документам. А в этих документах в настоящее время не предусмотрено использование в асфальтобетонной смеси отходов пластмасс. Другими словами, прежде чем в России массово начнут строить дороги из полимерных отходов, необходимо внести изменения в ГОСТы, СНиПы, техрегламенты, а также в законодательные акты.