Продолжение. Начало здесь:
Пермь - Чердынь-Покча-Камгорт-Вильгорт-Ныроб-Пермь. День первый
День второй
С погодой нам не то что бы повезло, а мы как-то смогли договориться. Гуляя по Воскресенскому холму, на котором в 1913 году в честь трёхсотлетия Дома Романовых гимназисты разбили сквер, я почувствовала летящие капли. Когда подъезжали к гостинице, дождь лил вовсю, а утром мы увидели высоченное голубое небо с редкими облаками. И так было весь день!..
Первым делом отправились в краеведческий музей, где хранится и уникальное «Сасанидское серебро» VII-X веков, и предметы пермского звериного стиля, найденные археологами близ Чердыни, и деревянная скульптура. В музее, открывшемся в 1899 году, сто тысяч единиц хранения. Самый интересный – зал древностей; я полчаса стояла возле жертвенного котла, датированного V веком нашей эры... Здесь каждый экспонат - история. За каждым –века.
Буквально через квартал находится Музей Истории Веры, который открылся в 2000 году в церкви Успения Пресвятой Богородицы. В бывшем храме размещена стационарная экспозиция «Храмы Земли Чердынской». Здесь частично воссоздан иконостас и представлен целый ряд подписных и датированных икон местных мастеров и иконописцев святой горы Афон.
По Чердыни можно бродить целыми днями: каждый дом – памятник, который хочется рассмотреть под лупой, пощупать руками, запомнить, запомнить... Кстати, Чердынь живёт в XIX веке и по способу отопления: здесь нет газа, практически все дома отапливаются дровами.
И отовсюду виден Полюд. На этом снимке на него направлена "стрелка" решётки.
На выезде из Чердыни стоит храм Всех Святых. Церковь оригинальной конструкции, основное здание которой переходит в колокольню, строилась как кладбищенская. Сейчас она в законсервированном состоянии, но когда-нибудь точно будет открыта.
Несколько минут – и мы в Покче, что в двух километрах от Чердыни - бродим среди руин Благовещенской церкви.
Покча – очень старое поселение. В 1472-м году, когда село уже существовало, московский воевода Федор Пёстрый построил здесь деревянный кремль, Покча стала столицей Великопермского княжества. В 1535 году село полностью выгорело во время пожара, и управление было перенесено обратно в Чердынь. Однако населённый пункт продолжал существовать и даже стал в XVII веке центром баржестроения на Верхней Каме В начале XX века в селе существовало частное пароходство купца С. В. Черных и иконописная мастерская А. В. Федосеева. После революции - колхоз «Красный октябрь». Десять лет назад в селе проживало всего 843 человека...
В конце XVIII века была построена Благовещенская церковь.
По дороге в Ныроб проезжаем ещё два умирающих села с красивыми названиями Камгорт и Вильгорт, в храмах которых были обнаружены и вывезены памятники Пермской деревянной скульптуры – теперь они хранятся в Пермской художественной галерее.
В переводе с языка коми «камгорт» означает «дом, домовладение, хозяйство». Согласно второй переписи 1623—1624 годов в Камгорте «числилось одиннадцать дворов пашенных крестьян».
Введенская церковь строилась на средства крестьянина А.М. Суслова и его сыновей в 1875 году. Считается, что именно в этой церкви венчался К. Е. Ворошилов, находясь в пермской ссылке в 1913 году. С 2010 года рядом с селом Камгорт при поддержке министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края проходит этно-ландшафтный фестиваль «Зов Пармы». И – да, она не настолько разрушена, как Покчинская церковь...
Село Вильгорт впервые упоминается в документах как погост в 1579 году, хотя оно более древнее – на этом месте было городище в X-XIII веках. «В 1869 году в селе 203 двора (516 жителей мужского и 549 женского пола). Волостное правление, церковь, приходское училище, хлебная пристань, лесопильный завод, мельница".
Главное украшение села – храм Тоицы Живоначальной. Старая часть церкви построена в 1779 году. В 1902 году к белокаменному основному храму был пристроен из красного кирпича объёмный двухэтажный куб, в нем разместились трапезные, паперти, ризницы. В это же время была построена новая колокольня. Внутри храма до сих пор сохранились иконостасы 1763 года.
В 1937 году храм закрыли. Говорят, что до 1939 года в не отапливаемом здании храма жила монашка. В положенное время она поднималась по крутым ступенькам на высоту 50 метров и звонила в колокол, пока в храме не разместили склад.
Сейчас церковь восстанавливается, но процесс идет очень медленно...
Наконец, приезжаем в Ныроб. В Ныробе две достопримечательности: храм Святого Николая Чудотворца, построенный в стиле русского барокко, и яма, где сидел боярин Михаил Никитич Романов.
О храме, построенном в 1704-1705 веках, есть несколько легенд, но достоверных сведений о том, кем он был построен, нет. Церковь якобы возводилась «мастерами неизвестно откуда пришедшими, неизвестно кем нанятыми. Никаких лесов или подъемных устройств загадочные строители не использовали, сооружали храм прямо на уровне земли, а за ночь все сложенное накануне уходило под землю: «Утром смотришь, опять постройку от земли начинают. И так до последу». А потом вдруг весь храм словно вырос из-под земли...
Это один из самых красивых крамов на Урале, может быть, и в России.
А колокольню для храма строили, видимо, строители НыробЛага.
В ста метрах от храма - часовня и яма, где сидел Михаил Романов, брат патриарха - Филарета и дядя первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича. В июне 1601 года Михаил Никитич был сослан в Ныроб по приказу Бориса Годунова. Прибывшие из Москвы стрельцы заточили Романова в сруб и опустили в земляную яму прямо в кандалах. Жители Ныроба подкармливали узника, но к весне 1602 года Михаил Романов скончался.
Кандалы, которые с него сняли, считаются чудодейственными и исцеляют от всех болезней; они хранятся в здании напротив и принадлежат Чердынскому музею.
Понравился текст? Поставьте лайк. Подписаться на канал можно Здесь
Другие путешествия:
Гора Колпаки. Между Европой и Азией
Другин публикации канала:
Город на Стиксе. Роман
Клад. Рассказ
Письмо. Рассказ
Как я переехала в особняк. Рассказ
Годунов. Побег из СССР
Владимир Данилин. Белая магия
Бабушка и её женихи
Сам я живу в вагончике, а в трёхэтажном доме - страусы и индюки
Женщина вокруг сорока. Повесть