Написание данного текста я откладывал очень долго. Список рекомендаций главных/лучших фильмов в истории кино всегда вызывает вопросы. Почему что-то попало, а что-то нет? Почему список слишком попсовый/элитарный? По каким критериям он составлялся? С другой стороны, такие списки, похоже, составили уже все. Но как подступиться к кинорекомендациям вообще?
Решение задачи подсказала Сьюзен Зонтаг, которая когда её попросили составить список лучших фильмов в истории кино, выкатила сразу три. Каждый из них был составлен по разным критериям. Она выделила лучшие/самые значимые/любимые фильмы. Получилось сразу три не пересекающихся топа. Взяв за основу данный подход, я немного изменил методологию и тоже составил 3 списка лучших. Первый - это признанные шедевры, которые можно смотреть абсолютно без подготовки, даже тем кто познакомился с чудом кинематографа вчера или позавчера. Второй - тоже составлен из широко известных фильмов, но которые требует более высокой точки вхождения. Идею для третьего я позаимствовал из списка Ain't nobody blues, but my own (раньше был раздел на сайте - THEY SHOOT PICTURES, DON'T THEY?, но сейчас убрали). Туда вошли самые крутые фильмы, которые почти никто не видел, но которые забвения не заслуживают. .
Естественно, подобный подход имеет свои ограничения, и очень многое из более чем достойного осталось за кадром. Уже после составления обнаружил, что ни в один из списков не попали фильмы Кубрика, Висконти, Руиса, Тарра, Курахары, Джармуша, Риветта, Линча и многих других.
10 шедевров, которые можно смотреть абсолютно любому, без специальной подготовки
Гражданин Кейн (Citizen Kane), 1941, режиссер - Орсон Уэллс
Фильм, который создал современный Голливуд.
Третий человек (The Third Man), 1949, режиссер - Кэрол Рид
Нуар, который обрисовал моральную неоднозначность новой послевоенной Европы.
Голый остров (Hadaka no shima), 1960, режиссер - Канэто Синдо
Фильм, который сумел показать красоту обыденности.
Девушки из Рошфора (Les demoiselles de Rochefort), 1967, режиссер - Жак Деми
Мюзикл, который показал как создавать авторские миры из повседневности.
Однажды на Диком Западе (C'era una volta il West), 1968, режиссер - Серджио Леоне
Вестерн, который научил всех снимать эпическое кино.
Китайский квартал (Chinatown), 1974, режиссер - Роман Полански
Фильм, который обозначил новую циничную эпоху 70-х и зафиксировал гибель веры в человека и человечество.
Пикник у Висячей скалы (Picnic at Hanging Rock), 1975, режиссер - Питер Уир
Идеальный фильм-загадка, который можно разбирать-собирать и находить новые смыслы почти бесконечно.
Апокалипсис сегодня (Apocalypse Now), 1979, режиссер - Фрэнсис форд Коппола
Фильм-путешествие в сердце тьмы 20 века.
Фицкарральдо (Fitzcarraldo), 1982, режиссер - Вернер Херцог
Фильм-гимн человеческой отваге, когда последняя уже вышла из моды.
Перекресток Миллера (Miller's Crossing), 1990, режиссеры - братья Коэн
Фильм, который обрисовал новый постмодернистский Голливуд и научил эстетов любить палповые истории.
10 шедевров, которые требуют от зрителя образования, эрудиции и готовности воспринимать новое, но сполна вознаграждают за это
Человек с киноаппаратом, 1929, режиссер - Дзига Вертов
Визуальная симфония Вертова, которая стерла многие границы.
В прошлом году в Мариенбаде (L'année dernière à Marienbad), 1961, режиссер - Ален Рене
Фильм, который перевернул представления о том, чем может и должно быть кино.
Маркета Лазарова (Marketa Lazarová), 1966, режиссер - Франтишек Влачил
Фильм, которому удалось запечатлеть уникальность восточноевропейского кино.
Токийский скиталец (Tôkyô nagaremono), 1966, режиссер - Сэйдзюн Судзуки
Фильм, которому удалось поймать дух времени и упаковать его в простую криминальную историю.
Уик-энд (Week End), 1967, режиссер - Жан-Люк Годар
Фильм, который запечатлел кризис послевоенного европейского общества, непреодоленный до сих пор.
Лица (Faces), 1968, режиссер - Джон Кассаветис
Фильм, который слишком далеко зашел на территорию подлинных эмоций.
Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080 (Jeanne Dielman, 23, quai du commerce, 1080 Bruxelles), 1975, режиссер - Шанталь Акерман
Фильм, который слишком честно показывает ад повседневности.
Песня Индии (India Song), 1975, режиссер - Маргерит Дюрас
Фильм, который радикально переосмысливает отношения между звуком и изображением.
Двигаясь вперед, иногда я видел краткие проблески красоты (As I Was Moving Ahead Occasionally I Saw Brief Glimpses of Beauty), 2000, режиссер - Йонас Мекас
Фильм, который представляет собой отличное окно в мир американского киноавангард.
Запретная комната (The Forbidden Room), 2015, режиссер - Гай Мэддин, Эван Джонсон
Фильм-сон, фильм-признание любви кино, фильм-плач по навсегда ушедшему.
10 лучших фильмов, которые почти никто не видел
Отзвуки тишины (Echoes of Silence), 1967, режиссер - Питер Эммануэль Голдман
Кино, которое будто специально было снято для меня.
Выходной (Hyuil), 1968, режиссер - Ли Ман-хи
Доказательство, что кино в Южной Корее появилось не в 99-м.
Mikreh Isha, 1969, режиссер - Жак Катмор
Снятый в Израиле фильм, который мог стать украшением французской новой волны.
Behindert, 1974, режиссер - Стивен Двоскин
Фильм, в котором эмоциональная откровенность выведена на новый уровень.
Вехи (Milestones), 1975, режиссеры - Джон Дуглас, Роберт Крамер
Полуигровой-полудокументальный эпос, осмысливающий Америку после проигранной "хиппи-революции".
Анатомия отношений (Anatomie d'un rapport), 1976, режиссеры - Люк Мулле, Антониетта Пиццорно
Самое смешное и откровенное киноэссе из снятых.
Живописный путь (The Scenic Route), 1978, режиссер - Марк Раппапорт
Лучший из американских независимых фильмов, которые почти никто не видел.
Иначе, Молюссия (Autrement, la Molussie), 2012, режиссер - Николя Рэй
Фильм, расширивший границы кино, когда казалось, что расширять уже некуда.
Любовь эпохи чёрно-белого кино (Pilreumsidaesarang), 2015, режиссер - Лу Чжуан
Лучшее кино о кино, которое почти никто не видел.
Сон объял ее дом (Sleep Has Her House), 2017, режиссер - Скотт Барли
Фильм, показавший, что если есть талант и идея, достаточно только смартфона.