Найти тему
Аудиторррр

Военные технологии 20 века в средневековье

На заключительных этапах Столетий Войны между Францией и Англией в XV веке, выделяется одно сражение, которое некоторые историки не стесняются ставить на одну доску с битвами века 19, и даже со знаменитым сражением при Ватерлоо 1815 года, когда окончательно закатилась звезда Наполеона Бонапарта. Речь о малоизвестной широкой аудитории Битве при Форминьи в 1450 году, по духу чем-то напоминающее даже бои Второй Мировой - тем более разговор пойдет об отвоёвывание французами Нормандии.

Итак, захваченная Генрихом V в 1420 Франция, не территория, а власть в этой континентальной стране, вместо источника финансового благополучия оказалась бездонной пропастью, поглощающей любые ресурсы в любых количествах. Неудачная осада города Орлеана в 1429, где явила себя миру Жанна Д'Арка, стоила бюджету Англии какой-то астрономической суммы. И всё напрасно. Наследник династии Валуа Карл, успешно короновался в Реймсе королем Карлом VII, и, таким образом, из неудачника, не способного даже подтвердить свою родословную (родная мать французского принца почти открытым текстом утверждала что он был зачат вне брака), в фигуру объединившую всю феодальную аристократию и капитал в лице городских элит. В 1435 из игры вышли главные союзники англичан - бургундцы. Деваться последним было некуда, а тут им ещё подкинули немного владений в виде компенсации на моральный ущерб. Так был заключен Аррасский договор, а весной 1436 войска Карла VII спокойно заняли Париж. Началось медленное, но планомерное выдавливание захватчиков с севера и запада страны. Когда за военную компанию без суеты отвоевывали один два города. Итак год за годом.

Карл VII,  король Франции,  портрет как раз 1445 - 1450 годов.
Карл VII, король Франции, портрет как раз 1445 - 1450 годов.

Положение англичан было столь печально, что они не могли, например, в Нормандии позволить себе содержать более-менее представительный воинский контингент - в случае крайней нужды приходилось постоянно собирать и привозить с острова экспедиционный корпус. Разумеется бремя расходов оккупанты переложили на французских крестьян и горожан. Те были не в восторге и начал набирать популярность вечный мем: а при прежних королях жилось лучше! На что англичане не придумали ничего умнее, чем ответить террором. Как результат, типовой штурм города выглядит примерно так: горожане сами открывали ворота французскому войску, тогда же появилась традиция дарить ключи от города - мол мы, мирных жители, к вам со всей душой, ведите себя прилично. Английский гарнизон закрывался в замке, после чего им делалось предложение либо героически умереть от голода, либо собрать вещички и гордо сохранив знамёна и оружие удалиться восвояси. Разумеется так было не всегда, и бывало что города и крепости переходили из рук в руки. И только к 1441 королю франков удалось взять под контроль Иль-де-Франс, то есть Парижскую область. Но тенденция была на лицо.

В 1444 году хозяева Туманного Альбиона запросили перемирия и боевые действия прекратились. И тут же, в 1445, учреждаются так называемые ордонансовые роты, или подразделения созданные по королевскому ордонансу, то есть указу. Затея оказалась настоящей революцией в военном деле. По сути Карл VII учредил свое войско, способное 365 дней в году решать многие стратегические задачи. Светлая голова, осчастливившая короля такой блестящей идеей, принадлежала Жаку Кёру, финансисту, крупному буржуа, купцу, ростовщику и просто очень-очень богатому человеку без капли голубых кровей в жилах. А кому же ещё? Первые подразделения он профинансировал из своих средств в 1439 году.

К 1455 в строй стало 1500 - 1800 копий. Одно копье - это тяжелый, закованный в броню всадник, он же жандарм (железный человек), всадник полегче, как правило, оруженосец первого. Два конных лучника или арбалетчика, иногда три. И кутилье - он же слуга. Рота состояла по штату из 100 копий (на практике от 30 до 110), имела капитана, лейтенанта, двух знаменосцев и квартирмейстера. Итого имеем до 10 тысяч человек, которые содержались, кормились, поились, экипировались за счёт короля. Но главное, получали стабильную зарплату. Для 15 века это было тоже самое, что сегодня сразу после универа устроится начальником Управления в Газпром, да ещё в европейский офис. Да, могли убить или покалечить на войне, но с другой стороны не надо было ходить на работу каждый день к 9 утра и сидеть на всяких душных совещаниях.

Копье Ордонансовой роты
Копье Ордонансовой роты

Ещё раз, что такое ордонансовые роты

  1. Боевая готовность круглый год. Хотя роты были разбросаны по территории страны, их можно было быстро собрать в единое войско.
  2. Хорошая экипировка, и какие-никакие тренировки по отработке слаженных действий. Люди служили бок о бок годами, а не собирались повоевать раз в сезон.
  3. Вертикаль управления и зачатки дисциплины. Служить было не только престижно, но и финансово выгодно. Лишиться такого счастья никто не хотел, поэтому когда тебе говорили стой - ты стоял, когда атакуй - атаковал, а когда - не грабить окрестности, ты вел себя более-менее прилично.

По аналогичной схеме создавались постоянные городские гарнизоны, малый ордонанс - тактическая единица состояла из жандарма (латника), оруженосца и двух лучников. Позже по всей Нормандии так было организовано до 4000 человек, постоянно приписанных к определенным населенным пунктам. Большую часть времени такие контингенты занимались поддержкой правопорядка и столетия спустя стали именоваться жандармерией или полицией.

Платили зарплату и феодальному ополчению, но только на время боевых действий. Фишка в том, что король теперь призывал на войну всех служивых дворян лично, фактически была развернута сеть военкоматов, и велся учёт. Работали и с уклонистами.

Стоило это удовольствие внушительных денег, но у Карла VII они были, а значит было всё хорошо не только с экономикой, но и с менеджментом. На финансирование армии был введен специальный постоянный налог на недвижимость - талья, для неё устанавливался налоговый период и сумма, которую должны были взыскать с определенной территории фискальные органы. Налогоплательщиками объявлялись все жители страны, за исключением духовенства, высшего дворянства и студентов(!). Ряд же мутных податей, как плата за проезд по мостам - отменили.

Кулеврина (пушка),  середины 15 века.
Кулеврина (пушка), середины 15 века.

Озаботился глава государства и другой технологической новинкой - артиллерией. Родоначальником этого вида войск во Франции считаются братья Жан и Гаспар Бюро, так же выходцы и городской буржуазии, вовремя осознавшие перспективы огнестрельного оружия и предложившие свои услуги королю. Считается что это они придумали лить пушки, а не сваривать стволы из отдельных колец. Жан Бюро с 1440 года дополнительно к должности Великого магистра артиллерии занял пост королевского казначея. При этом участвовал почти во всех сражениях и лично палил из своих орудий.

Не торопясь проведя реформы, в 1449 без объявления войны вся эта военная махина обрушилась на несчастных англичан в Нормандии. В августе были взяты города Пон-л’Эвек и Лизьё. 10 ноября был сдан Руан, 1 января 1450 года — Арфлёр. В марте 1450 бритиши, с трудом собрав у себя дома армию в 3 000 человек высадились в Шербруре. На месте они наскребли ещё пару тысяч бойцов и с боями отбили городок Валонь. Следующей целью должен был стать населенный пункт Байё. Карл VII занервничал и направил на перехват другого Карла(все хотели быть Карлами как Карл Великий), Бурбона де Клермона с, примерно, 3 000 воинов. Со стороны Сен-Ло двигался отряд из 1200 человек под началом главкома всей армии (конетабля), опытного Артура де Ришмона, по совместительству герцога бретонского. Англичанами командовал Сэр Томас Кирилл, тоже немало повидавший военный, начавший карьеру при Генрихе V.

По пути в Байё сэр Кирилл остановился у деревни Форминьи. Карл Бурбон де Клермон принимает решение атаковать противника "тёпленьким", не дождавшись подхода подкреплений. Хотя посыльного к начальнику он оправил. Англичане не дали застать себя в врасплох и заняли глухую оборону по той же схеме что и при Азенкуре. Вообще, в описании сражения можно найти массу параллелей с боями в стиле блицкрига 1940 - 1941 годов. Французы сначала обстреляли оппонентов из пушек (!), проведя, таким образом, классическую артподготовку. И попытались штурмовать позиции англичан - во фронт наступала пешая колонна, с флангов заходили тяжелые конные рыцари (танки). Не получилось, гости с Британских островов сидели крепко за своими вкопанными кольями. Тогда было принято решение отвести атакующих и повторить артналёт из пушек. Кулеврина XV века это кончено не гаубица 122 мм, но все равно стоять под их обстрелом каменными ядрами неприятно. Били орудия на расстояние от 300 до 1000 метров, прямой наводкой.

-5

Английские лучники не выдержали и, выскочив из-за своих укрытий, разогнали орудийные расчёты и даже попытались утащить пушки к себе. Французы снова рискнули пойти в атаку. И в этот момент подошёл с подкреплением Артур де Ришмон. Есть версия, что он услышал пороховые раскаты и поторопился. Источники сообщают, что конетабль Франции забрался на высокую мельницу, обозрев происходящее во всех подробностях.

Далее происходит невероятное для сражения средних веков: Де Ришмон с де Клермоном проводят оперативное совещания и разрабатывают совместный план. Последний должен будет продолжить натиск на Сэра Кирилл по центру и одновременно ударить конными рыцарями в левый фланг, а Де Ришмон со своей тяжёлой кавалерией атакует справа и попытается окружить противника. До этого момента у англичан были шансы разбить меньшее по численности войско Карла Бурбона, но он был безвозвратно упущен.

Окружить себя англичане не дали, выстроивший полукругом. Но это им не помогло. Их таки раздробили на несколько котлов и начали дожимать. Впрочем, сопротивлялись бойцы Сэра Кирилла отчаянно. Жестокий бой завязался в районе моста через ручей. В другом месте держали оборону и все полегли 500 лучников. На шум сражения подоспели местные крестьяне и с удовольствие приняли участие в избиение оставшихся оккупантов и разделе трофеев. Какое-то количество рыцарей во главе с самим Томасом Кириллом попало в плен. Ушли живыми буквально единицы. Место кровопролития до сих пор зовется аборигенами "английским полем".

Оперативное совещание Де Ришмон (справа)  с  Де Клермоном (слева)
Оперативное совещание Де Ришмон (справа) с Де Клермоном (слева)

Английский воинский контингент в Нормандии перестал существовать. Французы тщательно пересчитали поверженных врагов - 3774, до 1 200 пленных. Себе же они записали не больше 12 человек убитыми. Историки называют цифру в районе 1 000. А дальше военные Карла VII почти без сопротивления заняли весь регион исключая город-порт Кале. 12 майя капитулировал Шербур. Так после столетий войн Нормандия стала французской аж до 1940 года. Между прочим самый кровавый бой при высадке американцев в Нормандии в 1944 произошел буквально в том же месте - знаменитый Омаа Бич ( Omaha Beach ), показанный в фильме "Спасти рядового Раяна", находится в 5 км от деревни Форминьи. Место для англосаксов и правда несчастлиовое.

Выводы такие, что армия Французского королевства в сражении при Фортеньи показали принципиально более продвинутый уровень военного искусства, начиная от полевой артиллерии, пусть скорее наносившей психологический урон противнику, чем физический, до управления войсками и самим сражением. Что, в свою очередь, явилось следствием экономического прогресса: как только аристократия перестала заниматься ерундой и объединилась вокруг фигуры короля, подтянули экономические возможности бурно развивающихся городов и торговой элиты – результаты долго себя ждать не заставили.

Англия и подконтрольный ей Уэльс, с точки зрения экономического развития не шли ни в какое сравнение континентальной Францией, даже без временно отколовшийся от неё Бургундии. И то, что они бодались с французами на равных больше 100 лет, и даже смогли пару раз одержать промежуточные победы – это скорее не их заслуга, а недоработка последних, весьма турбулентно проходивших через процессы централизации и зарождения капитализма. Показательно, что буквально все компании англичан в этой войне до 1420 года мало чем отличались от классических набегов каких-нибудь кочевников. Благо можно было укрыться и отсидеться на острове, где их было не достать.

-7

В самой норманнской деревушке Форминьи стоит шикарный памятный монумент битвы, 1903 года установки (см. картинку). Буквально рядом находится маленькая часовня, датируемая 1486 годом, также посвященная рассматриваемому нами событию, а само предполагаемое место сражения помечено памятным знаком. Впрочем, туристы едут сюда в первую очередь попляжиться, а затем по следам высадки союзников в Нормандии – военные музеи, мемориалы, и прочее эхо Второй Мировой войны. Так что, если вдруг кто-нибудь когда-нибудь окажется в Нормандии в этих местах, знайте, что там не только англосаксы героически били немцев, но и били их самих. Что и символизирует скульптурная композиция рядом с местным туристическим офисом.

Про осаду Орлеана 1429 и крутые полит технологии XV века - здесь.

Остался последний эпизод - Битва при Кастильоне в 1453 году, в результате которой англичан окончательно поставили на лыжи с континента.