Стихотворения А. С. Пушкина легки и приятны для понимания, вызывают восхищение богатой образностью и неповторимой мелодикой. Однако вместе с тем великий русский поэт как исключительно образованный, глубоко мыслящий человек затрагивает в своем творчестве основополагающие философские проблемы. В философской лирике Пушкин передаёт своё видение мира, задумывается о смысле жизни, о непрерывной смене времён и поколений, о свободе, гражданской ответственности, роли поэта в жизни.
В ранних произведениях прослеживается гедонистическое мировоззрение ( учение, согласно которому наслаждение является главным смыслом жизни) молодого поэта:
... Наслаждайся, наслаждайся;
Чаще кубок наливай;
Страстью пылкой утомляйся
И за чашей отдыхай. ("Гроб Анакреона")
Таково понимание смысла жизни у шестнадцатилетнего Пушкина. Но в его годы ссылки поэт проникается настроением романтизма. В его стихах намечается трагическая отчуждённость героя от мира, неприятие им жизни "простых смертных", желание быть исключительным, предназначенным для великих дел:
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья... ( Погасло дневное светило)
В конце 20-х годов, пережив многие потрясения, поэт всё чаще задумывается о жизни и смерти, о нелёгкости человеческого пути:
Мой путь уныл.
Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море. ( "Элегия" )
Но это не значит, что нужно опустить руки и самому морально опуститься, впасть в апатию! В том же стихотворении А. С. Пушкин уверенно говорит : "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать". Позже другое светило русской литературы - Ф. М. Достоевский - произнесёт крылатую фразу: "Только страдания делают человека человеком."
Пушкин очень остро ощущает скоротечность земной жизни. Взор поэта будто пронзает тонкую ткань бытия и видит будущее :
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю : прости!
Тебе я место уступаю :
Мне время тлеть, тебе цвести. ( "Брожу ли я вдоль улиц шумных" )
Очень важное место среди философских мотивов лирики
А. С. Пушкина занимает тема свободы. Но рассматривает он её под очень разными углами :
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум...
Так наставляет он собратьев по перу в стихотворении " Поэту ". Эта свобода заключается в отречении от непонимающего мира, от толпы. Развивает Пушкин эту точку зрения до анархических ноток и в стихотворении " Из Пиндемонти " :
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа -
Не всё ли нам равно ? Бог с ними.
Никому
Отчёта не давать, себе лишь самому
Служить и угождать ...
Но как меняется тон поэта в произведении " Вольность "!
Здесь уже ярко выражена гражданская, политическая позиция Пушкина, здесь он уже не пренебрегает народом, а ратует за его благо, за его свободу :
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок...
Здесь же он утверждает такой актуальный поныне политический канон, как верховенство права:
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье <...>
Владыки ! Вам венец и трон
Даёт Закон - а не природа ...
Но насколько сильно стремится поэт донести до людей свои свободолюбивые идеи, настолько сильно он негодует, столкнувшись с равнодушием, пассивностью и молчаливой покорностью масс :
К чему стадам дары свободы ?
Их должно резать или стричь ... ( Свободы сеятель пустынный...)
Как видим творчество Пушкина исключительно богато философскими мотивами. В стихотворениях разных периодов прослеживается творческое и мировоззренческое становление поэта, и его идеи остаются актуальными по сегодняшний день.