Найти тему
Мастер слова

Философская проблематика лирики Пушкина. Тема свободы в лирике Пушкина. Почему его идеи остаются актуальными по сей день.

Стихотворения А. С. Пушкина легки и приятны для понимания, вызывают восхищение богатой образностью и неповторимой мелодикой. Однако вместе с тем великий русский поэт как исключительно образованный, глубоко мыслящий человек затрагивает в своем творчестве основополагающие философские проблемы. В философской лирике Пушкин передаёт своё видение мира, задумывается о смысле жизни, о непрерывной смене времён и поколений, о свободе, гражданской ответственности, роли поэта в жизни.

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

В ранних произведениях прослеживается гедонистическое мировоззрение ( учение, согласно которому наслаждение является главным смыслом жизни) молодого поэта:

... Наслаждайся, наслаждайся;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай. ("Гроб Анакреона")

Таково понимание смысла жизни у шестнадцатилетнего Пушкина. Но в его годы ссылки поэт проникается настроением романтизма. В его стихах намечается трагическая отчуждённость героя от мира, неприятие им жизни "простых смертных", желание быть исключительным, предназначенным для великих дел:

Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья... ( Погасло дневное светило)

В конце 20-х годов, пережив многие потрясения, поэт всё чаще задумывается о жизни и смерти, о нелёгкости человеческого пути:

Мой путь уныл.

Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море. ( "Элегия" )

Но это не значит, что нужно опустить руки и самому морально опуститься, впасть в апатию! В том же стихотворении А. С. Пушкин уверенно говорит : "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать". Позже другое светило русской литературы - Ф. М. Достоевский - произнесёт крылатую фразу: "Только страдания делают человека человеком."

Пушкин очень остро ощущает скоротечность земной жизни. Взор поэта будто пронзает тонкую ткань бытия и видит будущее :

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю : прости!

Тебе я место уступаю :

Мне время тлеть, тебе цвести. ( "Брожу ли я вдоль улиц шумных" )

Очень важное место среди философских мотивов лирики

А. С. Пушкина занимает тема свободы. Но рассматривает он её под очень разными углами :

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечёт тебя свободный ум...

Так наставляет он собратьев по перу в стихотворении " Поэту ". Эта свобода заключается в отречении от непонимающего мира, от толпы. Развивает Пушкин эту точку зрения до анархических ноток и в стихотворении " Из Пиндемонти " :

Иная, лучшая, потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа -

Не всё ли нам равно ? Бог с ними.

Никому

Отчёта не давать, себе лишь самому

Служить и угождать ...

Но как меняется тон поэта в произведении " Вольность "!

Здесь уже ярко выражена гражданская, политическая позиция Пушкина, здесь он уже не пренебрегает народом, а ратует за его благо, за его свободу :

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок...

Здесь же он утверждает такой актуальный поныне политический канон, как верховенство права:

Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Законов мощных сочетанье <...>

Владыки ! Вам венец и трон

Даёт Закон - а не природа ...

Но насколько сильно стремится поэт донести до людей свои свободолюбивые идеи, настолько сильно он негодует, столкнувшись с равнодушием, пассивностью и молчаливой покорностью масс :

К чему стадам дары свободы ?

Их должно резать или стричь ... ( Свободы сеятель пустынный...)

Как видим творчество Пушкина исключительно богато философскими мотивами. В стихотворениях разных периодов прослеживается творческое и мировоззренческое становление поэта, и его идеи остаются актуальными по сегодняшний день.