Христианское учение о триедином Боге в той или иной мере известно многим. Согласно ему, Бог единый в сущности открывается в трех божественных личностях (ипостасях) Отца, Сына и Святого Духа. Однако некоторые люди задаются таким вопросом: существуют ли похожие учения в других религиях? — Вопрос и правда интересный, рассмотрим, что говорит об этом буддизм.
Великий Гуру буддизма Падмасамбхава учил:
"Три Тела нераздельны и полны в единстве.
Нетварность – шуньята Дхармакайи.
Естественное сверкание шуньяты – ясность Самбхогакайи.
Ясность не знает преград – явленность Нирманакайи.
... Три полны в единстве, и это есть Сущность."
Здесь речь идет о буддийском учении, которое называется "Три тела Будды" — Дхармакайя, Самбхогакайя и Нирманакайя, которые по своей сути подобны учению о трех лицах (ипостасях) Святой Троицы в христианстве.
Теперь подробнее:
- Дхармакайя — чистое пространство дхарм ( санскр. धर्म, dharmа, «закон, правило») из которого всё рождается и в которое всё уходит - источник бытия мира и человека; в Ваджраяне Дхармакайя проявляется в извечном Творце — Ади-Будде, что аналогично Богу-Отцу в христианстве;
- Самбхогакайя — бестелесная божественная радуга, наиболее близко к пониманию Святого Духа;
- Нирманакайя — проявленный Учитель в кармическом мире явлений, Боддисатва — Сын в христианском понимании.
Согласно буддийскому мировоззрению, наш мир подобен иллюзии, а реальность является только лишь гранью нашего восприятия реальности. По этой причине, единая суть бытия как бы преломляется через призму субъективизма сознания и распадается на "троичный спектр".
Это разделение условно и символично является матрицей восприятия творения, через которую выражается Творец, а призмой восприятия является неведение, помрачение разума и страдания от блуждания в Колесе Сансары.
Но в духовных практиках возможно как бы остановить вращение колеса перевоплощений, и мистически созерцать единство Троицы во всем.
Видение проекции мира и Проектора, то есть Троицу как единство и единство как Троицу означает созерцание тончайшей структуры Вселенной, то есть погружение в суть Вместерожденной Мудрости.
Иисус Христос сказал:
Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть
Евангелие от Луки 17:21
Фридрих Ницше говорил:
"Царствие Небесное есть состояние сердца, а не то что выше земли или приходит после смерти..."
Таким образом, с точки зрения буддизма, учение о Троице логично приводит к осознанию иллюзорности физического бытия и опровергает самобытие всех объектов и явлений, тем самым обосновывая учение о Пустоте.
Гуру Ринпоче Падмасамбхава сказал:
"Ни нирваны, ни сансары не существует - всё есть ум, зрящий своё собственное явление".
Это означает, что физическое тело (его видимость) является проекцией духовного тела человека в плоскость восприятия его разума, то есть в мир кармической взаимосвязи всего сущего, в котором мы и осуществляем бытие.