Сегодня я хочу коротко рассказать о книге писателя, который первым получил две Букеровские премии (в 1983 и 1999) и одну Нобелевскую (2003).
Джон Максвелл Кутзее родился в 1940 году в Кейптауне, а сейчас проживает в Австралии (Аделаида) со своей второй женой, преподает в университете и редко дает интервью, не пользуется и социальными сетями.
Известно, в ЮАР долгие годы проводилась политика апартеида (с 1948 по 1994 годы) — разделения страны на черное и белое население, закрепленного законодательно. Например, был принят «Закон о запрете смешанных браков». Темнокожие жители бантустанов не могли голосовать, приезжать в города, пользоваться хорошей медициной, образованием, комнатами отдыха, пляжем и другими возможностями современного западного общества.
Семья Кутзее по происхождению принадлежала к африканерам — потомкам голландского и немецкого населения, но после принятия политики апартеида они выбрали для себя переезд в пригород и общение не на африкаанс (языке африканеров), а на английском. Проводимое разделение было им неприятно.
«Я один из многих людей в этой стране, которые оторвались от своих этнических корней в Немецкой Южной Африке... ...присоединились к пулу неузнаваемого этноса, чей язык общения английский», — вспоминает Кутзее. Таким образом, он объясняет свою принадлежность к европейской культуре через язык, отрицая общество африканеров. Поэтому долгое время Кутзее жил в Лондоне и США, но не принял многое в постколониальной Великобритании и вернулся в ЮАР, где работал преподавателем в Кейптаунском университете.
В романе «Бесчестье» рассказывается история 52-летнего преподавателя Дэвида Лури в период после апартеида, который привыкает к изменившимся условиям. Он разведен, раз в неделю встречается с Сорайей из агентства, но привыкает к ней, и она вынуждена бросить работу. Тогда он случайно обращает свое внимание на студентку Мелани, надеясь на привычный краткосрочный роман, но Мелани подает жалобу на его поведение, и Лури выгоняют из университета. При этом, Кутзее критикует искусственную мораль западной цивилизации: Лури мог бы сохранить место в университете, если бы посещал курсы психотерапии. Но он хочется остаться мужчиной со своими желаниями, как он считает.
Вторая часть связана с жизнью Лури на отдаленной ферме с дочерью Люси. Он не понимает ее увлечения сельской жизнью, но примиряется, пока на ферму не нападают и не подвергают семью Лури бесчестью. После событий герой задается вопросами экзистенциального толка и смиряется со своей участью.
Безусловно, роман очень грустный, в нем чувствуется безысходность и напряженность. Не зря Кутзее называет своими учителями Кафку и Достоевского.
В чем причина всех бед героя? По сути, герой чувствует приближение старости, но он не хочет терять прежних радостей жизни. Он сравнивает себя со стариками:
«Можно ль винить их за то, что они до последнего цепляются за свое место на сладостном пиршестве чувств».
Он хочет любить, но ровесницы его не привлекают. Он приглашает Мелани в свой дом, узнает ее адрес, хотя не видно, чтобы Мелани была рада его присутствию. Но она не в силах сопротивляться его натиску, о чем он собственно и не сожалеет. И он не стыдится своего поведения, не сожалеет, хоть и приходит во 2 части просить прощения к родителям Мелани. В романе не упоминается, что Мелани принадлежит к смешанному населению, но в фильме это показано.
Совсем другие отношения с черным населением ждут его в сельской местности. Все больше прав они отвоевывают у белых, которые с ружьями и металлическими заборами защищают свою землю. Автор признает, что им остается существовать несколько лет. ЮАР — страна с огромным моральным долгом перед черным населением, и его ответные меры были также жестокими.
Люси живет одна на ферме в окружении собак. Ей помогает Петрус, которому она продала половину земли, но он хочет получить ее всю, поэтому (прямо в романе не сказано) он не препятствует нападению на ферму. Сама Люси ведет себя странно и не рассказывает всю правду о преступлении в полиции, она смиренно живет дальше (и в конце романа оказывается, что она беременна).
По ее мнению, сама история говорит за нападавших, «история зла», которое белые причинили туземцам.
Лури возвращается в Кейптаун, но его дом был ограблен. Узнав о состоянии Люси, он возвращается на ферму, но и там он чувствует себя лишним, ему кажется, что от него не останется ничего. «Я погружен в бесчестье, а это состояние, выбраться из которого без посторонней помощи нелегко..Я живу с ним день за днем, стараясь принять бесчестье как выпавший мне на долю способ существования». Впереди только старость и одиночество. Собственно, на этом роман и заканчивается, а сам Кутзее эмигрировал в Австралию, забыв, что у него есть какой-то там «моральный долг» перед жителями ЮАР. Как и 1 миллион его соотечественников, покинувших страну.
Роман был экранизирован в 2008 году, роль профессора Лури исполнил талантливый Джон Малкович, у него замечательная внешность гедониста, сластолюбца и интеллектуала.
Также недавно вышла еще одна экранизация романа Кутзее «В ожидании варваров», 1980. Все о той же безысходности перед лицом неведомой угрозы. Но мы-то знаем, чем все закончилось.