Найти тему
Ритейл Навигатор

Гений мотивации

Генри Форд – кем он был, жестоким эксплуататором или восторженным мечтателем? Чего он хотел? Рассмотрим деятельность этого человека с необычной стороны – с точки зрения HR-менеджмента.

Генри Форд, будучи талантливым изобретателем, зарегистрировал за свою жизнь 161 технический патент, но не менее находчивым был этот человек в принятии управленческих решений.

Вот одно из них. На заводах Форда существовали специалисты, получавшие почасовую зарплату за … безделье! Что это за специалисты такие, спросите вы? А это были дежурные слесари и электрики, следящие за исправностью оборудования. Они отдыхали в комфортабельной комнате, пока что-то не случалось. Как только поступал сигнал об аварии, зарплатный счётчик останавливался, и команда отправлялась устранять проблему. Как только они заканчивали ремонт повреждения, счётчик снова начинал начислять им почасовую оплату. Каково?! Повреждения устранялись мгновенно и качественно!

-2

Ещё. На предприятиях Форда широко применялась конвейерная технология. Для того, чтобы снизить утомление монотонным трудом работников, а значит держать качество работы на должном уровне, Форд первым учредил 8-часовую рабочую смену, оплачиваемый отпуск и 1 выходной в неделю для всех работников. Такого «соц. пакета» в 1910-х годах не было ни на одном предприятии мира. Тысячи людей стремились получить работу на заводах Форда.

И ещё. На заводы Форда принимали не только здоровых и сильных мужчин. На различных участках предприятия работали инвалиды, в том числе без слуха и зрения. Они сортировали, подсчитывали, комплектовали, подавали сигналы и … зарабатывали наравне с другими рабочими.

-3

Неоднозначным решением Генри Форда было не брать на работу женщин. Он был убеждён, что женщина создана для семьи, а не для конвейера. Хотя, исключения из этого правила изредка делались. Сам Генри всю жизнь счастливо прожил с единственной женщиной – Кларой Брайант, дочерью простого фермера, которая поддерживала и вдохновляла своего мужа во всём.

Проявлял Форд заботу и о семьях рабочих. Дело в том, что Генри вырос в большой фермерской семье с традиционным укладом. Он рано познал цену труда и, особенно, труда «женского». Поэтому он считал, что работающий мужчина должен зарабатывать столько, чтобы денег хватало на содержание всей его семьи. Форд ввёл на своих предприятиях «окладно-премиальную» форму оплаты. Неснижаемая часть зарплаты составляла $5 в день, что в 1920-х являлось солидной суммой. А через год после нововведения Генри Форд гордился тем, что премиями удалось охватить более 70% работников.

При жизни Форда обвиняли даже в «излишней» заботе о семьях рабочих. Так, пособие получали даже семьи бывших мафиози, работавших на конвейерах Форда, в случае их заключения в тюрьму.

Собственно, успех бизнеса Генри Форда можно объяснить заботой о людях. Ведь основной идеей промышленника была мысль о создании хорошего, надёжного и недорогого автомобиля «для всех». Что и выразилось впервые в создании легендарного «Форда-Т».

-4

Однажды Форд получил письмо от одного автоугонщика, в котором тот восхищался совершенством машин марки «Форд», и обещал впредь угонять только эти автомобили.

После себя Генри Форд оставил автобиографию «Моя жизнь, мои достижения», в которой подробно описал методы организации труда на предприятии. Изложенные в его книге идеи приняли многие компании, а высказывания изобретателя остаются актуальными и сегодня. Например, на воротах его заводов была вывешена надпись: «Помни, что Бог создал человека без запасных частей». Согласитесь, это ежедневное наставление по охране и безопасности труда эффективнее некоторых инструктажей.

«Автомобильный король» создал крупнейшую автомобильную компанию мира. При этом основным мотивом промышленника была не прибыль, а улучшение жизни людей с помощью автомобилей.