Найти в Дзене
Море, люди, корабли.

Три крейсера за час. Цена британской дурости и самонадеянности

Три крейсера за час, графический домысел автора, собран из фото из свободных
Три крейсера за час, графический домысел автора, собран из фото из свободных

Дурость и беспечность на войне оплачиваются дорогой ценой, но бывают случаи, которые с первого взгляда вообще не поддаются разумному объяснению. Во второй мировой пожалуй наглядным случаем наказания за беспечность, является история с австралийским легким крейсером «Сидней», затонувшим после боя с переделанным вооруженным гражданским судном. В первой мировой, жестокая цена за самоуверенность и потрясающую беспечность была заплачена британцами 22 сентября 1914 года, когда в течении часа, одна подводная лодка утопила три, пусть и слегка устаревших, броненосных крейсера. Именно об этом британском позоре эта статья.

Броненосные крейсера типа «Кресси» были введены в строй в самом начале двадцатого века и на момент своего утопления были уже морально устаревшими, причем виной их быстротечного устаревания было создание самими британцами «Дредноута».

Крейсер типа "Кресси", из свободных
Крейсер типа "Кресси", из свободных

Эти крейсера были из того веселого времени, когда Англия могла позволить себе строить корабли буквально пачками. Длинной «Кресси» были с хороший броненосец сто сорок метров с хвостиком, водоизмещение двенадцать тысяч сто девяносто три тонны. Скорость максимальная была двадцать один узел, главный калибр два башенных орудия 234 миллиметра, двенадцать 152 миллиметровых, четырнадцать 76 миллиметровок и даже два торпедных аппарата под 457 миллиметровые торпеды. Цена за штуку примерно 780 110 фунтов стерлингов. Самое забавное есть утверждение, что Уинстон Черчилль, находившийся тогда на посту первого лорда адмиралтейства, был категорически против самой идеи выпускать этих устаревших, без эскорта хотя бы миноносцев, в патрулирование у берегов Англии.

В свой последний поход эти британские крейсера пошли вчетвером «Абукир», «Кресси», «Хог» и «Юриалес». Флагманский «Юриалес» вскоре покинул собратьев, с удивлением обнаружив недостаток угля, плюс штормом сдуло антенну радиостанции. Оставшаяся троица потащилась далее через шторм десяти узловым ходом. Именно плохая погода не позволила выйти миноносцам, они отстали на сутки от тех кого должны были сопровождать. Эта же плохая погода делала немыслимой, по мнению британцев, атаку подводной лодки.

Примерно в шесть утра головной «Абукир» получил торпеду в борт, не смотря на все усилия экипажа крен нарастал, крейсер остановился. Следующий за ним «Хог» сбросил скорость и пошел спасать собрата. «Мина?» - подумали британцы. «Самодвижущаяся» - дополнили немцы и вкатили вторую торпеду уже в «Хог», угодив ему в кормовой погреб главного калибра. Из-за заминки с заполнением балластной цистерны, а может на радостях, немецкая подводная лодка вылетела на поверхность, где ее безрезультатно обстреляли британцы, теперь уже знавшие причину своих бед. Третий крейсер «Кресси» вмешался в сражение открыв огонь по перископам подлодки и когда те скрылись начал сильно радоваться, считая, что утопил лодку. Но та затаившись, занялась уже «Кресси», в этот раз первая торпеда прошла мимо, а вторая попала, но не насела гибельных повреждений. Подводники перезарядили торпеду под водой и она то добила «Кресси»

Шок от гибели трех крейсеров подряд в течении часа был сильным, особенно учитывая, что все это проделала немецкая подлодка U-9, с керосиновыми двигателями надводного хода и полным подводным водоизмещением в шестьсот десять тонн. Пять торпед подорвали престиж британского флота.

U-9, из свободных
U-9, из свободных

То, что какая то керосинка уничтожила за час три крупных боевых корабля с трудом укладывалось в сознании британцев. При разбирательствах выяснилось, что у флота вообще нет ни каких инструкций по противодействию подводным лодкам, которые именно после этого случая перестали считать блажью энтузиастов с неясными перспективами. Три крейсера были более чем весомым доказательством серьезности угрозы подводных лодок. Конечно U-9, ее командиру Веддигену и экипажу сопутствовала удача, их торпеды отработали замечательно ни разу не подведя, а противник проявил чудеса беспечности и дурости.