Классификация:
Истребитель танков
Боевая масса:
40 т
Компоновка:
С задним расположением боевого отделения
Экипаж:
5 человек
Выпущено:
Не построен
Годы эксплуатации:
Проект закрыт в 1942 году
Основные операторы:
Длина корпуса:
5 440 мм
Ширина корпуса:
3 270 мм
Высота:
2 780 мм
Тип брони:
Стальная катаная
Калибр и марка пушки:
150-мм Pak L/63
Тип пушки:
Нарезная
Боекомплект пушки:
30 выстр.
Тип двигателя:
12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный двигатель Maybach NL 234, мощностью 850 л.с.
Скорость по шоссе:
60 км/ч
Тип подвески:
Торсионная
Пользователи:
Вермахт
Grille 15 — проект немецкого истребителя танков на базе среднего танка Panther.
История создания
Летом 1942 года Управление вооружений сухопутных сил Германии заключило договор с компаниями Krupp и Rheinmetall на создание САУ на шасси танка Panther. Рассматривались варианты установки 128-мм орудия K 43 и 150-мм гаубицы sFH 43. Проекты получили обозначение Grille 12 и Grille 15. Имели заднее расположение боевого отделения и отличались между собой только типом артсистемы. Позднее было принято требование об установке 150-мм пушки с длиной ствола в 63 калибра на Grille 15. Такое орудие имело возможность пробития снарядами 200-мм брони на дистанции 4000 метров. Однако работы затянулись, и проект Grille 15 так и не был реализован в металле.
Описание конструкции
Корпус и бронирование
Бронирование Grille 15 носит условный характер. Корпус танка собирался из катаных поверхностно закалённых броневых плит средней и низкой твёрдости, соединённых "в шип" и сваренных двойным швом. Лобовые детали имели рациональные углы наклона относительно нормали к горизонтальной плоскости. В задней части корпуса установлена открытая рубка с толщиной брони от 14 до 20 мм.
Тип бронистальнаяЛоб корпуса30 ммБорт корпуса16 ммКорма корпуса20 ммЛоб рубки20 ммБорт рубки14 мм
Вооружение
Орудие Grille 15 является его главным достоинством. В открытой рубке проектировалась установка 150-мм орудия Pak L/63. Оно обладает достаточно хорошей для аналогичных калибров комфортностью стрельбы. Закреплено оно в открытой, частично вращающейся боевой рубке, установленной на корме танка. Угол горизонтального наведения орудия составляет 100 градусов. Высота расположения цапф орудия и габариты противооткатных механизмов, обеспечивают самоходке неплохие углы вертикального наведения. Угол возвышения составляет 14 градусов. Угол склонения составляет -8 градусов. Орудие имело возможность пробития снарядами 200-мм брони на дистанции 4000 метров.
Двигатель и трансмиссия
В движение 45 тонную машину должен был приводить бензиновый двигатель Maybach HL 234. Maybach HL 234 разрабатывался на базе Maybach HL 230 - 12 цилиндрового, бензинового, V-образного, карбюраторного монстра объемом 23 литра, выдававшего 700 л.с. (515 кВт) на 3000 об/мин.
Трансмиссия состояла из главного фрикциона, карданной передачи, коробки переключения передач, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. Коробка передач — трёхвальная, с продольным расположением валов, семиступенчатая, пятиходовая, с постоянным зацеплением шестерён и простыми (безынерционными) конусными синхронизаторами для включения передач со 2-й по 7-ю. Картер коробки скоростей — сухой, масло очищалось и подавалось под давлением прямо в точки зацепления шестерён.
Ходовая часть
Ходовая часть танка с "шахматным" расположением опорных катков конструкции Г. Книпкампа обеспечивала хорошую плавность хода и более равномерное распределение давления на грунт по опорной поверхности в сравнении с иными техническими решениями. С другой стороны, такая конструкция ходовой части была сложна в производстве и ремонте, а также имела большую массу. Так, для замены одного катка из внутреннего ряда требовалось демонтировать от трети до половины внешних катков. В отличии от "Пантеры", ходовая часть Grille 15 была укорочена. На каждый борт танка приходилось по 7 опорных катков большого диаметра. В качестве упругих элементов подвески использовались двойные торсионы. Ведущие катки — передние, со съёмными венцами, зацепление гусениц цевочное. Гусеницы стальные мелкозвенчатые. Траки литые.
Интересные факты
- Grille 15 было посвящено несколько песен: "Grille 15" от GrandX и "Выходи по одному" от Студии ГРЕК.