Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Дореволюционные фокусники

Оживление вареной курицы, глотание лягушек, оптические фейерверки и феноменальные математические исчисления. Какими трюками привлекали публику иллюзионисты разных эпох? Секреты дореволюционных фокусников — в материале портала «Культура.РФ».

Иван Кулибин

В XVIII веке иллюзионные шоу устраивали ученые. В это время интерес к фокусам был связан с тем, что люди следили за развитием науки. Ученые демонстрировали свои изобретения и развлекали зрителей.

Знаменитый русский механик и конструктор Иван Кулибин забавлял публику «увеселительными огнями» — разноцветными фейерверками. Он написал трактат, посвященный этому виду развлечений. А позже изобрел бездымные оптические фейерверки, которые пришлись по душе императрице Екатерине II и придворной знати.

Большое впечатление производил на зрителей и «чудесный фонарь» Кулибина, который, как писали газеты, «умножал свет в пятьсот раз противу обыкновенного свечного».

А еще Иван Кулибин сконструировал винтовой лифт. Читайте об этом по ссылке Волшебства в «удивительном действии» не было: прибор сделали из алебастра в виде чаши, которую изнутри обклеили зеркалами. В центре стояла свеча — благодаря отражениям свет усиливался в несколько раз.

Еще одно изобретение мастера — устройство, с помощью которого можно было проецировать световые фигуры. В 1779 году на празднике в честь дня рождения Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге Кулибин показал на фоне вечернего неба яркое искусственное солнце и движущуюся фигуру Аполлона.

Антон Гамулецкий

Легенда XIX века — «физический и механический кабинет» Антона Гамулецкого. Небольшую «магическую» комнату, оформленную зеркалами, называли одной из достопримечательностей Петербурга.

-2

Тем, кто в нее входил, казалось, что они попали в бесконечную анфиладу огромных залов, а фарфоровые кубки и вазы вдоль стен усиливали это впечатление. Представление Антона Гамулецкого не связывали с магией — секрет трюков хозяин кабинета объяснял сам с точки зрения механики, оптики или физики. Позже он открыл еще несколько комнат. Самой масштабной был «Храм очарований, или Механический, физический и оптический кабинет господина Гамулецкого де Колла». Там фигуры двигались, пели, танцевали, разговаривали и даже отвечали на вопросы публики.

Вы берете в руки магический жезл, приближаете его к раковине, покрытой стеклянным колпаком, и в раковине играет музыка, повернете жезлом в противоположную сторону, и музыка утихает. Можно подумать, что в той точке, где лежит раковина, скрыт — механизм — нет; вы переносите ее куда угодно, и она везде повинуется магическому жезлу. Этот же жезл заставляет выскакивать из разных сосудов карты, загаданные посетителем, прелестные фигуры и цветы. Газета «Северная пчела», 1826 г

Одно из самых ярких впечатлений очевидцев — металлический ангел человеческого роста, который парил в воздухе. Гамулецкий заставил статую летать, особым образом расположив магнит и железо.

Александр Полянский

Александр Полянский, он же Бен-Сулейман, он же Паи, — факир, который прославился как «человек-фонтан». Артист выпивал на глазах у публики до сорока стаканов воды, затем проглатывал рыб и лягушек. По желанию публики Полянский мог поочередно их выплевывать, а после этого извергать изо рта фонтан, окрашенный в любой цвет радуги.

-3

Фокус объясняли следующим образом: лягушки проскакивали через пищевод в желудок, как пилюли или устрицы. Чтобы выбросить их обратно, факиры, тренируясь, принимали сильное рвотное лекарство. Постепенно они добивались того, что желудок сам начинал извергать все содержимое.

Полянский — не единственный факир, который показывал фокусы с риском для жизни. В начале XX века такие представления были популярны: иллюзионисты прокалывали тело булавками, прибивали язык гвоздем к доске, кусали горячее железо, ломали о голову камни.

Самые отчаянные шли дальше — изображали покойников. Факир по фамилии Каспарди получил прозвище «живой труп». Его в стеклянном ящике закапывали в землю. Шокирующе выглядела подготовка номера: фокуснику затыкали рот, горло и нос ватой, глаза заклеивали пластырем, а голову обматывали шарфом. Каспарди удавалось провести под землей 14 минут, а после номера его возвращали к жизни при помощи эфира.

Автор: Мария Соловьёва

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Фокусы
7924 интересуются