САМОЕ ПЕРВОЕ в ТАВРИЧЕСКОМ САДУ

128 прочитали

Таврический сад — настоящий пионер (от французского слова pionnier — первопроходец). Он был устроен в конце XVIII века и стал первым пейзажным парком города (до этого в моде были регулярные сады
с подстриженными по линейке деревьями). Екатерина Великая говорила, что это одно из лучших мест для прогулок, особенно осенью и весной. В прудах плавала стерлядь, по газонам бродили павлины…

Вид Таврического дворца со стороны сада (1797, Бенжамин Патерсен)
Вид Таврического дворца со стороны сада (1797, Бенжамин Патерсен)

Название сад и дворец, для которого он был устроен, получили по первому владельцу, князю Потемкину-Таврическому. Сам же генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин получил титул Таврического за присоединение к Российской империи Крыма, или Тавриды, как полуостров называли на греческий лад.

В начале XIX века в Таврическом саду проходили испытания первого в России парохода «Елизавета». На обычное судно установили паровой двигатель — и опробовали эту конструкцию в Большом пруду сада.

Еще один опытный образец в саду — модель первого постоянного моста через Неву по проекту знаменитого изобретателя Кулибина. В его время каждую весну через Неву наводили наплавной Исаакиевский мост.
Для прохода кораблей часть моста отводили в сторону. Гигантский деревянный мост Кулибина позволил бы без помех проходить под ним кораблям с самыми высокими мачтами.

Проект моста через Неву механика-самоучки Кулибина
Проект моста через Неву механика-самоучки Кулибина

В 1776 году Кулибин создал модель моста длиной 30 метров (в одну десятую часть натуральной величины). Модель блестяще прошла испытания: почти месяц простояла под огромным грузом (больше предельной расчетной нагрузки) безо всяких признаков деформации. «Для вящего доказательства» Кулибин сам поднялся на модель и пригласил последовать за ним всех членов экспертной комиссии и рабочих, подносивших грузы.

Жаль, что дальше модели дело не пошло и проект Кулибина не был воплощен. Модель моста сначала стояла во дворе петербургской академии, потом ее перевезли в Таврический сад. В 1816 году подгнившая деревянная конструкция обрушилась.

Кроме моста Кулибина в саду в конце XVIII века появились два пешеходных металлических моста. Они стали первыми в городе мостами с металлическими пролетами.

После революции, когда сад назывался Парком культуры и отдыха имени Первой пятилетки, здесь открылся первый в Ленинграде скетинг-ринг с роликовыми коньками.

Скетинг-ринг в Таврическом саду, 1930-е годы
Скетинг-ринг в Таврическом саду, 1930-е годы

Во время войны сад стал свидетелем первого ночного авиа-тарана над Ленинградом: сюда упали обломки немецкого самолета. Советский истребитель тоже упал, но летчик Алексей Севастьянов остался жив.
Немецкий пилот спасся на парашюте и был задержан на улице Маяковского.

В блокаду Таврический сад очень пострадал: на него было сброшено множество бомб. В саду разбили огороды, здесь же проходило обучение новобранцев перед отправкой на фронт, а в двухэтажном гараже ремонтировали машины, возвращавшиеся с Дороги Жизни.

После войны в перестроенном здании гаража был открыт первый в городе панорамный кинотеатр — «Ленинградская панорама» (теперь здесь «Ленинград Центр»). А на Большом острове установили первый
в Ленинграде памятник
детям блокады — Пионерам-героям.

Таврический сад — очень литературное место. Здесь, например, видели нос майора Ковалева:

«Потом пронесся слух, что не на Невском проспекте, а в Таврическом саду прогуливается нос майора Ковалева… Одна знатная, почтенная дама просила особенным письмом смотрителя за садом показать детям её этот редкий феномен и, если можно, с объяснением наставительным и назидательным для юношей».
Николай Гоголь, «Нос»
Инсталляция "Нос", Таврический сад, 2015 (фото — О. Феофанова)
Инсталляция "Нос", Таврический сад, 2015 (фото — О. Феофанова)

В саду спасался от мочалки герой «Мойдодыра» Чуковского:

«Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица».
Корней Чуковский, «Мойдодыр»

Самый знаменитый гусар Денис Давыдов вспоминал Таврический сад в своей холостяцкой песне.

Мои все радости — в стакане,
Мой гардероб лежит в ряду,
Богатство — в часовом кармане,
А сад — в Таврическом саду.
Денис Давыдов, «Моя песня»

В конце XX века сад стал пристанищем другого поэта — Сергея Есенина. Кстати, памятник Есенину в Таврическом саду — единственный в городе мраморный памятник под открытым небом.

Памятник Есенину в Таврическом саду (скульптор А. Чаркин, 1995)
(фото — О. Феофанова)
Памятник Есенину в Таврическом саду (скульптор А. Чаркин, 1995) (фото — О. Феофанова)

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Есть минутка? Посмотрите ТОП-10 петербургских памятников Пушкину.

Больше информации, прогулки-квесты и еженедельный календарь событий на выходные — в ВК-группе.