Найти тему

Главные правила деловой переписки. Почему нужно менять привычки и как писать сейчас

Оглавление

Казалось бы, в деловой переписке нет ничего сложно. Главное, действовать по шаблону – поздороваться, изложить суть, а в конце приписать «С уважением». А на самом деле все сложнее. Есть деловая этика, неписаные правила общения по e-mail и лайфхаки. А еще есть вещи, которые раздражают многих, хоть их и часто советуют авторитетные авторы и бизнес-книги. 

Как писать, какие ошибки не допустить? Эти и другие вопросы обсуждаем с экспертами Высшей медицинской школы.

Информация будет полезна всем, кто ведет деловую переписку, а особенно руководителям любых рангов. 

Азы деловой переписки

Е-mail – один из основных каналов коммуникации клиентами, подчиненными, коллегами, поставщиками и бизнес-партнерами. Деловая переписка – это баланс между простым общением и формальным языком научной литературы. А каждое письмо пишется с конкретной целью, а не просто пообщаться.

-2
Интересно! Работа с электронной почтой занимает у среднестатистического офисного сотрудника от 62-х дней до 90 дней в зависимости от страны и особенностей организации работы персонала в компании.

Корректное и правильно оформленное письмо – это приятное и профессиональное впечатление о вашей организации и вас лично. От того, как оно написано, зависит и то, когда заметят письмо и то, как отреагируют на него.

Расскажем об основных моментах, на которые следует обратить внимание.

-3

Электронный адрес

В идеале, это корпоративный вариант, который указывает на компанию, которую представляете, фамилию и имя.

Как не нужно делать. Использовать личную почту для деловой переписки (ваше письмо может попасть в спам или его просто не откроют, т.к. непонятно, кто адресант).

Судите сами насколько этично и приемлемо использовать в рабочих целях такие адреса как princesska@mail.ru, kotenok@gmail.com, zaika@yandex.ru, businka@mail.ru и другие. Особенно, если пишет кто-то из руководящего состава.

Если e-mail по каким-то причинам у вас не корпоративный, зарегистрируйте отдельный ящик со своим именем, фамилией.

Тема письма

Обязательно должна быть, чтобы ускорить прочтение и дальнейший поиск письма в почте.

Адресат

Тут действуют правила:

  • Получатель – ответственный за порученную в письме задачу;
  • Люди в копии – просто для ознакомления.

Поставив всех в строку с получателем, вы создаете растерянность – непонятно, кто ответственен. Все в копии – спросить выполнение будет не с кого.

Как не нужно делать:

  • Писать сразу на весь список сотрудников. Это спам почты и затраты рабочего времени других;
  • Ставить в копию руководителя без явной необходимости.

Приветствие

По отзывам, наиболее раздражающие приветствия – «Приветики», «Доброго времени суток», «Здравия желаю» и другие приятельские, витиеватые и неформальные. «Добрый день!» или «Здравствуйте» – наиболее уместные варианты.

Обращение

Как бы вы ни привыкли говорить в жизни, в деловой этике моветоном считаются такие обращения, как «Сударь/сударыня», «Гражданин/гражданка», «Милостивый господин» и прочие. Многих раздражают даже такие формы, как «друзья» или «коллеги».

-4

Как делать? В идеале, обратиться по имени в полной форме (имени отчеству). Вместо Маш и Миш – Мария, Михаил Юрьевич. С именами важно не напутать.

Наполнение

Оптимальное содержание:

  • Написать кратко (150-250 символов) и по существу;
  • Не использовать терминологию (исключение – переписка с коллегами);
  • Писать понятными и короткими предложениями;
  • Создать структуру и абзацы;
  • Использовать один шрифт (максимум, курсив или выделение жирным). Частый выбор – шрифт «Times New Roman» 14-го размера и с полуторным или двойным интервалом между строк.

Как не нужно делать? Огромное письмо-простыня, разными шрифтами и цветами, со смайликами и картинками – вариант для дружеской переписки, а не для делового стиля.

Действие

Желательно побудить адресата сразу сделать то, что нужно. Это может быть просьба прислать что-то в ответ, призыв что-то сделать: скачать презентацию, выписать счет, прийти на собрание и другие. Без такого «толчка» человек может не понять или просто полениться действовать.

Подпись

Надпись в конце текста часто привлекает больше внимания, чем все остальное в середине. Профессионально звучит:

  • ФИО отправителя;
  • Должность;
  • Контакты – адрес и телефонный номер.

Теперь все готово! Прочитайте перед отправкой, чтобы убедиться, что все изложено понятно, нет ошибок, все вложения, на которые вы ссылаетесь, приложены к письму. Отправляем и ждем ответ!

Сколько ждать? Нормой считается ответ в рамках 2-х дней, но бывают и срочные вопросы. Подчеркните важность письма восклицательным знаком или даже перезвоните адресату с просьбой ответить быстрее.

Интересно! До 79% офисных сотрудников проверяет свою рабочую почту в нерабочее время. Читают со смартфонов и даже электронных книг, в постели перед сном, и по дороге на работу, и даже в отпуске.

Узнать еще больше тонкостей и правил общения по e-mail поможет курс от Высшей медицинской школы «Деловая переписка». Мы поможем в теоретическом и практическом формате отточить умение корректно работать с электронной почтой и вести деловую коммуникацию.

Запись: +7 (495) 023-61-62.