Соколлу вошел в игру, когда Хюррем султан была уже в статусе султанши, от которой очень много чего зависело. Начальник дворцовой стражи Мехмед тогда еще, ага, присягнул на верность Хюррем и не прогадал.
Первым заданием Соколлу был поиск компромата на неудачного шейх-уль-ислама, связавшегося с заговорщиками. Благодаря умелым раскопкам архивов Соколлу находит нужный документ. Был бы человек, как говорится, а компромат всегда нарыть можно.
После этого по рекомендации Рустема паши бывший морпех становится адмиралом флота, заняв место безвременно почившего Барбароссы.
Скачок по тем временам довольно крутой. Все капуданы, и реисы, ожидавшие назначения, были в шоке. Особенно переживал Тургут реис, капитан с квадратным лицом. Однако на тот момент повелителю во флоте нужен был человек явно не пиратского склада ума.
В империи назревал бунт. Флот был одной из сил, намеревавшихся принять участие в мятеже. Спокойный и хитрый новый адмирал вообще далеко не уплывал после назначения. Сидел себе на корабле, в гости к шехзаде Мустафе не ездил, с янычарами карамель не кушал.
На контакт с Фатьмой султан Соколлу не пошел. Риск большой, султанша работала на Мустафу, а Соколлу из рамок выходить раньше времени не планировал. "Служу повелителю! Все султанши для меня обожаемы одинаково." - вот и все.
При появлении кораблей Тургут реиса Соколлу все-таки удается противостоять мятежникам, которых вызвала беспокойная Михриниса. Она потом будет бить себя в грудь и возмущаться, что казнили мужа. Не надо было нагнетать обстановку, девушка. Как любила говорить покойная Валиде: «Займитесь своим шехзаде!».
С Михринисой все ясно – эта женщина явно не стратег и не политик. Соколлу же сохраняет верность повелителю. Флот был передан брату Рустема Синану. А Соколлу становится уже членом Совета Дивана.
После изгнания Рустема паши Соколлу Мехмед уже паша - второй визирь рядом с, простите, балбесом полным, Ахмедом пашой.
Вот не зря Рустем стал недолюбливать Мехмеда пашу. Носом чуял, что тот метит на его место. Соколлу и метил, но очень осторожно. Это был вообще, на мой взгляд, самый осторожный паша.
Мехмед паша очень тщательно наблюдает за шехзаде Баязидом, даже пытается давать ему советы. Однако быстро понимает, что его усилия напрасны.
Баязиду Мехмед паша позже открыто дает понять, что на его стороне не выступит – это стало ясно при подавлении восстания лже-Мустафы в обход шехзаде Баязида, но четко по указанию султана.
Оценив шансы двух шехзаде, паша делает выбор в пользу Селима.
Соколлу весьма неудачно подписался на роль напарника Великого визиря в операции по дисквалификации Баязида. Но все-таки он явно понимал умственные способности своего нового руководителя. Всюду была подстелена соломка и все, что можно, обложено ваткой.
Тем не менее, при падении Ахмеда паши вид Соколлу имел весьма бледный и нижнее белье похоже, что пострадало. Спасло его лишь то, что Ахмед паша не выдал союзника.
Очень интересны отношения Соколлу и Рустема в период вынужденного изгнания последнего. Мехмед паша и не поддерживает своего бывшего покровителя и не отворачивается от него совсем уж открыто.
Его позиция опять же очень осторожна. Он не помогает Рустему вернуть свои права потому, что это явно не входит в планы Соколлу. Однако при каждом выпаде Рустема о предательстве Мехмед паша делает честные глаза и твердит: "Да что вы! Как можно!»
Очки Мехмед паша зарабатывает уже не на преданности Хюррем султан, а на верности повелителю. С операцией «Золото для лже-Мустафы» он явно подкачал, сам принес новость о том, что Баязид поддерживает лже-Мустафу. Потом все быстренько переиграл, оказалось, что в темноте перепутал Баязида с Махидевран султан.
До начала войны, объявленной Баязидом своему брату, Соколлу Мехмед паша ведет себя относительно тихо и все приказы повелителя выполняет безукоризненно.
Хюррем Султан не стала прилюдно полоскать Мехмеда пашу скорее всего из-за того, что поддерживал он все-таки ее шехзаде Селима. Но никаких особых поручений паше она уже не дает.